Я - исследователь 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого района
МБОУ Плоскошская СОШ

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогический совет

Директор школы

________________________

________________________

Протокол № 12 от «19»
августа 2025 г.

Балакирева Дина
Анатольевна
Приказ № 148 от «19»
августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9138808)
"Я - исследователь"
для обучающихся 5 класса

п. Плоскошь 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Я - исследователь» позволит учащимся познакомиться с основными наиболее
значимыми объектами живой природы и их ролью для окружающей природы и
человека как её части.
Занятия создадут условия для формирования навыков грамотного, бережного
обращения с объектами живой природы.
Внеурочный курс «Я - исследователь» предназначен для учащихся - 5 класса. Курс
рассчитан на 34 часа 1 час в неделю, с использованием оборудования центра
естественной и технологической направленности «Точка роста».
Цели курса - формирование расширенного представления о многообразии
растительного и животного мира, развитие ценностно-ориентированного отношения к
живой природе.
Задачи:
- создать условия для знакомства учащихся с многообразием окружающего
растительного мира. Отметить значимость растений для всего живого и для жизни
человека.
- помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость разнообразия
животных и его значения для всего окружающего мира и человека.
- содействовать развитию у школьников умения работать на практике с наглядным
материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, муляжи, живые объекты
растений).
- создать условия для знакомства учащихся с основными методиками изучения
объектов живой природы. Закрепить правила поведения на экскурсии, познакомить с
выполнением лабораторных и практических работ.
- обеспечить условия для воспитания и развития чувства личной ответственности за
природу и бережного отношения к ней. Помочь развитию у школьников культуры
обращения и ухода за комнатными растениями и домашними животными.
- способствовать развитию необходимых практических навыков грамотного
обращения с живой природой: принципы сбора луговых цветов, первоцветов, правила
поведения в лесу, на водоеме.
- создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Формы работы:
- Лекции с элементами беседы;
- Практические работы.
- Демонстрационные опыты.
- Творческие работы учащихся.
- Экскурсионные поездки.
- Викторины.
Виды деятельности учащихся.
- Познавательная деятельность;

- Проблемно-ценностное общение;
- Проектная деятельность.
- Практическая деятельность.
- Туристско – краеведческая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Художественное творчество.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Живая и неживая природа вокруг нас (2 часа).
Правила техники безопасности при проведении опытов.
Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и
неживых объектов. Значение и многообразие проявлений жизни на Земле.
По страницам Красной книги.
Раздел 2. Мир растений (10 часов).
Практически значимые группы растений для человека. Культурные и
лекарственные растения. Комнатные растения. Изучение овощных и фруктовоягодных культур. Легенды о цветах. Съедобные и ядовитые растения. Викторина
«Час растений».
Практическая работа №1 по теме: «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Практическая работа №2 по теме: «Может ли растение дышать?»
Практическая работа №3 по теме: «Как дышат растения?»
Практическая работа №4 по теме: «Какой газ выделяют растения на свету?»
Раздел 3. Животные вокруг нас (15 часов).
Птицы. Викторина о птицах. Самые быстрые, ловкие, сильные. Кое-что о
внешнем виде животных. Способы защиты животных. Великаны и лилипуты
животного мира. Водный животный мир. Мир подземной жизни животных. Дикие и
домашние животные: похожи или нет? Викторина по разделу «Животные вокруг
нас».
Экскурсия на биостанцию «Чистый лес».
Творческий конкурс «Мой питомец – лучше всех»
Практическая работа №5 «Как устроены перья птиц».
Практическая работа №6 «Почему говорят «Как с гуся вода»?»
Практическая работа №7 «Изучение зоологических микропрепаратов».
Практическая работа №8 «Мы в ответе за тех, кого приручили. Составление
правил ухода за домашними животными».
Раздел 4. Познаем себя. (7 часов).
Человек – живая система. Наше здоровье и окружающая среда. Режим дня –
основы крепкого здоровья. Продукты питания. Здоровый образ жизни. Оказание
первой медицинской помощи.
Болезни и их профилактика.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование экологически грамотного отношения к живой природе;
- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать,
рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные:
- овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить
эксперименты, наблюдать, доказывать;
- умение работать с различными источниками информации;
Предметные:
- выделение отличительных признаков живых организмов;
- определение роли биологии в практической деятельности человека;
- умение сравнивать биологические объекты и процессы
- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения,
эксперимента;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Количество
часов

Форма
организации
занятия

Виды
деятельности

Дата
проведения

1

Лекция с
элементами
беседы.
Демонстрационные
опыты.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

03.09.2025

1

Лекция;

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

10.09.2025

Раздел 1. Вступление в мир веществ. (2часа)
1

Правила техники
безопасности при
проведении
опытов.
Отличия живой
природы от
объектов неживой
природы.
Сравнение живых
и неживых
объектов. Значение
и многообразие
проявлений жизни
на Земле.

2

По страницам
Красной книги.

Раздел 2. Мир растений . (10часов)
3

Практически
значимые группы
растений для
человека.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

17.09.2025

4

Комнатные
растения.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

24.09.2025

5

Практическая
1
работа №1 по теме:
«Изучение

Практическая
работа.

Практическая
деятельность.

01.10.2025

микропрепаратов
по ботанике».

6

Культурные и
лекарственные
растения.

1

7

Практическая
1
работа №2 по теме:
«Может ли
растение дышать?»

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

08.10.2025

Практическая
работа.

Практическая
деятельность.

15.10.2025

Практическая
работа №3 по теме:
«Как дышат
растения?»

8

Практическая
1
работа №4 по теме:
«Какой газ
выделяют растения
на свету?»

Практическая
работа.

Практическая
деятельность.

22.10.2025

9

Изучение овощных 1
и фруктовоягодных культур.

Лекция с
элементами
беседы.
Демонстрационные
опыты.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

29.10.2025

10

Легенды о цветах.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

05.11.2025

11

Съедобные и
ядовитые
растения.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

12.11.2025

12

Викторина «Час
растений».

1

Викторина.

Игровая
деятельность.

19.11.2025

Познавательная
деятельность.
Раздел 3. Животные округ нас. (15 часов).
13

Птицы.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение

26.11.2025

14

Птицы.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение

03.12.2025

15

Практическая
работа №5 «Как
устроены перья
птиц».

1

Практическая
работа.

Познавательная
деятельность.
Практическая
деятельность.

10.12.2025

Практическая
работа №6
«Почему говорят
«Как с гуся
вода»?»

16

Викторина о
птицах.

1

Викторина.

Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность.

17.12.2025

17

Самые быстрые,
ловкие, сильные.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

24.12.2025

18

Кое-что о внешнем 1
виде животных.

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

31.12.2025

19

Практическая
1
работа №7
«Изучение
зоологических
микропрепаратов».

Практическая
работа.

Познавательная
деятельность.
Практическая
деятельность.

14.01.2026

20

Взаимоотношения
животных

1

Лекция с
элементами беседы

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

21.01.2026

21

Способы защиты
животных.

1

.Лекция с
элементами беседы

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

28.01.2026

22

Великаны и
лилипуты
животного мира.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

04.02.2026

23

Мир подземной
жизни животных.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

11.02.2026

24

Дикие и домашние
животные: похожи
или нет?

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

18.02.2026

25

Экскурсия на
биостанцию
«Чистый лес».

1

Экскурсионная
поездка.

Туристско –
краеведческая
деятельность.

25.02.2026

26

Творческий
конкурс «Мой
питомец лучше
всех».

1

Творческая работа.

Художественное 04.03.2026
творчество.
Проектная
деятельность.

27

Практическая
работа№8 «Мы в
ответе за тех, кого

11.03.2026

приручили».
Раздел 4.Познаём себя. (7часов)
28

Человек – живая
система.

1

Лекция.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

18.03.2026

29

Наше здоровье и
окружающая
среда.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

25..03.2026

30

Режим дня –
основа крепкого
здоровья.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

01.04.2026

31

Продукты
питания.

1

Лекция с
элементами
беседы.
Демонстрационные
опыты.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

08.04.2026

32

Здоровый образ
жизни.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

15.04.2026

33

Оказание первой
медицинской
помощи.

1

Лекция с
элементами
беседы.
Демонстрационные
опыты.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

22.04.2026

34

Болезни и их
профилактика.

1

Лекция с
элементами
беседы.

Познавательная
деятельность.
Проблемно –
ценностное
общение.

29.04.2026


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».