Добротолюбие 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ ТР Плоскошская СОШ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

Директор школы

_______________________

________________________

.
Протокол №12 от «19» 08.2025 г.

Балакирева Д.А.
Приказ №148 от «19» 08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9145093)
"Добротолюбие"
для обучающихся 1-4 классов

п.Плоскошь 2025

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………3 стр.
2.Результаты освоения программы……………………..………….…..5 стр.
3. Содержание программы внеурочной деятельности ……………….5 стр
4. Тематическое планирование ………………………………….….…8 стр.
5. Календарно-тематическое планирование 1 класс………………….12 стр.
6. Календарно-тематическое планирование 2 класс…….…………..22 стр.
7. Календарно-тематическое планирование 3 класс............................32 стр
8. Календарно-тематическое планирование 4 класс…………..……..46 стр

2

Пояснительная записка

Программа

внеурочной

деятельности

разработана

в

соответствии

с

межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания
детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере
региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор
и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на
2018 - 2027 годы [п. 1 Cтратегии].
Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовнонравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных
традиций и приоритетов развития Тверской области, отвечающей требованиям общества и
основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения
[п. 17 Cтратегии].
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача духовнонравственного воспитания детей и подростков. Целью духовно нравственного развития и
социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную,
осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и
культурных

традициях

многонационального

народа

Российской

Федерации,

подготовленного к жизненному самоопределению.
Курс рассчитан на 34 часа занятий с группой учащихся младших классов (1-4-й класс).
Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при
построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и
самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах
житий святых, прославленных Русской православной церковью.
Задачи воспитания:
•

содействовать созданию обогащенной среды для становления духовно-

нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
•

стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных

значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
3

•

пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших

чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;
•

научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и

формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности
отличать плохое от хорошего;
•

знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром,

воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести;
•

способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти,

цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.;
•

формировать и расширять знания и представления детей об основных

духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло,
послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие –
жадность,

простота

–

хитрость,

правдивость

предательство, кротость – гнев, скромность –

–

лицемерие,

ответственность

–

тщеславие; милосердие – жестокость,

сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость –
равнодушие и т. д.;
•

научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с

другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим);
•
педагогам;
•

воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и
развивать

способность к

сорадованию,

сопереживанию

и

адекватному проявлению этих чувств;
•

воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное

отношение к ближним;
•

содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в

процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
•

развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;

•

воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре,

языку, святыням;
•
народов;

формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других
4

•
формировать неравнодушное,
бережное
отношение
окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным;
•

способствовать

формированию

готовности

к

к

самостоятельности,

самоанализу и саморефлексии;
•

научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного

запаса и образного строя речи.
Результаты освоения программы
Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности
гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений
с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к
самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации
в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как
семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям
и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее
своей страны.
Содержание программы внеурочной деятельности
Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в
совокупности образующих теоретическую и практическую части.
Содержание

курса

исследовательскую,

ориентировано

на

самостоятельную

игровые,

творческие

деятельность,

работу

формы,
с

проектную,

художественной

литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка
представления

о

внутреннем

мире

человека:

его

переживаниях,

мотивах,

сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще слишком
небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к человеку,
ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту, необходимо
прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его эстетической и
нравственной позиции.
Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка сначала
различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту нравственных
поступков, в-третьих, указать на сам источник добра.
Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия,
которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в
комплексном подходе для лучшего уяснения курса школьниками.
Для проведения занятий, согласно календарно-тематическому планированию курса,
можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее согласовав время и тему
5

(ответственного за взаимодействие с образовательными организациями от прихода
(религиозной организации), благочиния, епархии).

6

Тематическое планирование
1 класс
№

Содержание

1

Добро и зло

12ч

2

Нравственные поступки

18ч

3

Источник добра

3ч

Итого

33ч

Всего
часов

Тематическое планирование
2 класс
№

Содержание

Всего
часов

1

Добро и зло

12ч

2

Нравственные поступки

18ч

3

Источник добра

4ч

Итого

34 ч

Тематическое планирование
3 класс

1

п

№
п/

Содержание

Всего
часов

Добро и зло

12ч

2

Нравственные поступки

18ч

3

Источник добра

4ч

Итого

34ч

7

Тематическое планирование
4 класс
№

Содержание

1

Добро и зло

12ч

2

Нравственные поступки

18ч

3

Источник добра

4ч

Итого

34 ч

8

Всего
часов

Календарно–тематический план
1-й класс
организации

№

Тема

Колич Формы
ество занятий
часов
2
Игра «Слова-приветствия».
Игра «Добрые дела». Игра
«Будь внимателен». Игра
«Ромашка дружбы»

1.

Путешествие
в Страну
доброты

2.

Город добра

2

Мультфильм «Доброе
сердце». Игра «Собери
цветок». Поделка из
салфеток ангел-хранитель,

3.

Это великое
слово
«дружба»

2

Просмотр мультфильма
«Просвещение детей и
взрослых» Чтение истории
«Как Ромашки с
Васильками поссорились».

4.

Хочу быть
миротворцем

2

Таджикская сказка «Листок
и Комочек». Игра «Кто этот
человек?».

5.

Счастье
семьи

2

6.

Добрая сила

2

7.

Святые и
животный
мир

2

8.

Мир твоей
души

2

Виды
деятельности
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
История, которая произошла Познавательная,
с маленьким
игровая.
Игорем, рисуночный тест
Взаимодействие –
«Моя семья».
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Путешествие на
Познавательная,
остров Доброты и
игровая.
Отзывчивости.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Игра «Кто где живет?».
Познавательная,
Просмотр мультфильма.
игровая.
«Про льва старца Герасима», Взаимодействие –
Игра «Интервью»,
групповое,
Композиция «Чудесная
фронтальное,
дружба».
индивидуальное.
Сказка «Цветок кактуса»
Познавательная,
Марии Скребцовой.
игровая.
9

Дата
проведе
ния
5.09.202
5-12.09

19.0926.09

3.1010.10

17.1024.10

7.1114.11

21.1128.11

5.1212.12

19.1226.12

Творческое задание «Чудо
красоты». Игра «Колечко
красоты».
9.

Что на свете
самое
главное

2

Чтение сказки А.
Лопатиной, М. Скребцовой
«Что на свете самое
главное?». Игра «Цветочная
поляна».

10 Воспитание
2
.
человечности

Просмотр мультфильма
«Последний лепесток» по
сказке В.Катаева «Цветиксемицветик».

11 Тайна
.
милосердия

1

Обсуждение пословиц.

12

Любовь и
сострадание

2

Игра «Магнит». Притча
«Окно»

13

Чистота
сердца

2

14

Жертвенное
сердце

2

15

Птица
счастья

2

16

День Победы 2
– величие
народного
подвига

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Сканворд «Чистота»,
Познавательная,
просмотр притчи «О пчеле и игровая.
мухе»
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Сказка-притча «Облако и
Познавательная,
дюна». Рисунок «Оазис».
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Чтение сказки Л.Н.Толстого Познавательная,
«Отец и сыновья». Поделка игровая.
«Птица счастья»
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Просмотр мультфильма
Познавательная,
«Легенда о старом маяке».
игровая.
Игра «Загадки к Дню
Взаимодействие –
Победы»
групповое,
10

16.0123.01

30-016.02

13.0220.02

27.026.03

13.0320.03

27.0310.04

17.0424.04

8.0515.05

17

Миролюбие

1

Итого

33 ч

фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.

Беседа

22.05

Календарно-тематический план
2-й класс
1.

Лестница
2
добрых
качеств души

Беседа. Игра «Ступеньки
добра», упражнения
«Слушать и слышать»,
«Уважать чужое мнение»,
«Узнать себя».

2.

Голос
совести

2

Мультфильм ШКиТ.
Мультяшкино «Совесть»

3.

Послушание

2

Сказка о звездочке, игра
«Подумаем о послушании».

4.

Бережливост
ь

2

рассказ «Васин ранец»,
просмотр мультфильма
«Федорино горе».

5.

Уважение

2

Тест «Шаги к успеху»,
история «Старый дед и
внучек». (Л.Н. Толстой.),
Игра «Учимся уважать»

6.

Благодарност 2
ь

История «Сладкий хлеб»
(А. Лопатина).Игра
«Благодарное сердце»,

7.

Щедрость

Задание «Сундук народной

2

11

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,

5.09.202
5-12.09

19.0926.09

3.1010.10

17.1024.10

7.1114.11

21.1128.11

5.12-

мудрости». Просмотр
мультфильма «Просто
так!», Игра
«Комплименты». Притча
«Сорок золотых»
Чтение рассказа В.
Сухомлинского
«Металлический рубль»,
Игра «Доскажи словечко»

8.

Бескорыстие

2

9.

Дружелюбие

2

10.

Отзывчивост
ь

2

11.

Единство

2

12.

Терпение
2
(воздержание
)

13.

Трудолюбие

14

Правдолюбие 2

Игра «Правда и ложь»,
Притча о пастухе и волке
Упражнение «От сердца к
сердцу»

15

Самоотверже 2
нность

Просмотр мультфильма о
святом князе Михаиле.

2

Игра «Наоборот», притча
«Почему великан помог?»
Задание «Где спряталось
добро?». Задание «Сундук
народной мудрости». Игра
«Пожелай добра».
Сказка Э.И. Ивашова «
Подводное царство». Игра
«Собери цветок» Беседарассуждение. Игра с мячом
«Отзовись», или «Помоги
другу»
Игра «Чудо единства».
Творческое задание «Если
нет
единства»
Чтение
сказки «Властители леса».
Творческое
задание
«Муравьи-помощники»
Сказка Г.Х. Андерсена
«Дикие лебеди», Игра «Мой
друг»

Задание «Сундук народной
мудрости» Просмотр
мультфильма «Песенка
мышонка», Игра «Правила
для трудолюбивых»

12

игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.

12.12

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.

19.1226.12

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.

30-016.02

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.

13.0220.02

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.

27.026.03

16.0123.01

13.0320.03

27.0310.04

17.0424.04

Задание «Щит»

16

Скромность

2

Сказка «Волшебная арфа»
Игра «Скромные звери».
Рисунок «Украшение
скромности»

17

Мудрость

2

Итого

34 ч

Сказка «Мальчик и злая
медведица» Просмотр
мультфильма «Мудрость и
богатство» Игра «Мудрый
совет» Творческое задание
«Поможем людям»

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.

8.0515.05

22.05

Календарно-тематический план
3 класс
1

Трудолюбие

2

Задание «Сундук народной
мудрости» Отрывок из
рассказа «Петр Первый»

2

бескорыстно
сть

2

3

Честность

2

4

Ум

2

Рассказ В. Сухомлинского
«Металлический рубль»
Игра «Доскажи словечко»
Работа в группах
Игра «Верни слово».
Чтение рассказа «Почему
же не поругали?» М.
Андрианова. Игра «Лучи
честности» Просмотр
мультфильма «Честная
игра»
Игра «Я знаю...»,
«Круглый», «Фантазер»,
«Страна Наоборотия»

5

Умение
видеть
хорошее

2

6

Умение
прощать

2

Игра «Хорошее качество»,
рассказ «Воробьи» А.
Нееловой. Рисунок «Все
прекрасное». Творческое
задание «Находим
хорошее».
Игра «Человеческие
чувства»
13

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

5.09.202
5-12.09

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

3.1010.10

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

17.1024.10

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,

21.1128.11

19.0926.09

7.1114.11

7

Умение
2
сотрудничать

Сказка«Лесные певцы»
Марии Скребцовой, игра
«Полезное дело». «Строим
дом», просмотр басня
«Лебедь, рак и щука».
Просмотр мультфильма
«Крошка Енот», сказка
«Храбрая лягушка» Марии
Скребцовой.
Сказка «Две лягушки» Л.
Пантелеева, игра «Упорный
как мяч».

8

Храбрость

2

9

Упорство

2

10

Чуткость

2

11

Щедрость

2

12

Почтительно
сть

2

13

Забота

2

14

Взаимопомо
щь

2

15

Верность

2

Беседа

16

Гордость

2

Беседа

17

Дружба

2

Стихотворение Виктории
Кондратенко «Неразлучные
друзья», Юлия Белоусова.

индивидуальное
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Сказка «Капустный лист»
Взаимодействие –
групповое,
(Е. Бехлерова). Игра
«Теплое сердечко», рисунок фронтальное,
индивидуальное
«Чуткие мамины руки».
Задание «Сундук народной Взаимодействие –
групповое,
мудрости» Просмотр
мультфильма «Просто так!» фронтальное,
индивидуальное
Игра «Комплименты»
Притча «Сорок золотых»
Просмотр выпуска.
Взаимодействие –
киножурнала «Ералаш»,
групповое,
беседа
фронтальное,
индивидуальное
Сказка «Волчья ягода»
Взаимодействие –
(Александра Николаевна
групповое,
Неелова), мультфильм
фронтальное,
индивидуальное
«Забота», творческое
задание «Заботливый мир».
Игры«Это я, это все мои
Взаимодействие –
групповое,
друзья», упражнение
фронтальное,
«Моделирование
взаимопомощи», рассказ В. индивидуальное
Осеевой «Хорошее».

14

Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,

5.1212.12

19.1226.12
16.0123.01
30-016.02
13.0220.02

27.026.03
13.0320.03

27.0310.04

17.0424.04
8.0515.05
22.05

«Дружба – это дар», притча
«Стая волков и три
охотника» (Алла
Губерниева).
Итого

индивидуальное

34 ч
Календарно-тематический план
4 класс

1

Дружелюбие

2

2

Гостеприимс
тво

2

3

Материнство

2

4

Нежность

2

5

Любовь к
природе

2

6

Любовь

2

7

Красота
души

2

8

Любовь к
родине

2

9

Любовь к
маме

2

10

Заботливость 2

Стихотворение Агнии Барто Взаимодействие –
«Требуется друг», притча
групповое,
«Два друга»
фронтальное,
индивидуальное
Сказка «Лиса и журавль»,
Взаимодействие –
рассказ «
групповое,
Наташин день рождения»
фронтальное,
индивидуальное
Отгадывание загадок,
Познавательная,
притча
игровая, проблемноценностное
общение
Притча о доброте и
Познавательная,
нежности «Роза и капелька» игровая, проблемноценностное
общение
Игра «Да - нет», беседа
Познавательная,
Просмотр мультфильма «На игровая, проблемноценностное
лесной тропе» Игра
«Экологический светофор» общение
Просмотр мультфильма
Познавательная,
«Сказ о Петре и Февронии». игровая, проблемноценностное
общение
Беседа
Познавательная,
игровая, проблемноценностное
общение
Стихотворение В.
Познавательная,
Степанова «Что мы
игровая, проблемноценностное
Родиной зовем?» Игра
общение
«Пожелания для нашей
Родины».
Игра «Цветок для мамы»
Познавательная,
(работа в группах) Притча о игровая, проблемноценностное
маме
общение
Рассказ Льва Николаевича Познавательная,
Толстого «Старый дед и
игровая, проблемновнучек», рассказ Джанни
ценностное
15

5.09.202
5-12.09
19.0926.09
3.1010.10
17.1024.10
7.1114.11
21.1128.11
5.1212.12
19.1226.12

16.0123.01
30-016.02

Родари «Почему наша мама общение
должна каждый день ходить
на работу?»
11

Жертвенност
ь

2

Сказка-притча «Облако и
дюна». Рисунок «Оазис».

12

Любознатель
ность

2

Сказка А. Лопатиной
«Почему кошки мяукают».

13

Судьба

2

14

Упорство

2

Задания. Цветок имени
Портрет имени. Музыка
имени. Шифровка имени.
Флаг и герб имени. Притча
«Имя – Бабочка».
Игра «Упорный, как мяч»,
китайская сказка про
упорного Юн Су.

15

Храбрость

2

Притча о храбрости
Викторина «Храбрый
герой»

16

Чуткость

2

17

Мир

2

Притча о настоящей
чуткости, рассказ В.
Сухомлинского «Глухая
девочка», мультфильм
«Подарок для самого
слабого».
Беседа

Итого

34 ч

16

Познавательная,
игровая, проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая, проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая, проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая, проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая, проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая, проблемноценностное
общение

13.0220.02
27.026.03
13.0320.03

27.0310.04
17.0424.04
8.0515.05

Познавательная,
22.05
игровая, проблемноценностное
общение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».