Музейное дело 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа

Принята
на заседании педагогического совета
Протокол № 12 от «19» августа 2025 г.

«Утверждаю»
Директор школы_________ Балакирева Д.А.
Приказ № 148 от «19» августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Музейное дело»
для 9 класса
основного общего образования
(34 часа)

Разработчик программы:
Королькова Наталья Петровна
Учитель технологии (труд)
Первая квалификационная категория
Срок реализации :1 год

п. Плоскошь
2025год

1. Пояснительная записка
Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт
социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и
естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации по
средствам музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и
общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а
также использует их в научных и общественно- воспитательных целях.
Школьная музей является одним из действенных средств развития творческой
самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории Томской
области, города Томска, школы. Школьная музей - центр музейно-педагогической
работы в школе. По своему профилю музей является историко-краеведческим.
Цель основания школьного музея:
Формирование у учащихся общей культуры личности на основе гражданскопатриотического, духовно-нравственного воспитания.
Задачи его развития:
3.
Создавать условия для развития социально-активной личности, способной к
толерантности и состраданию;
4.
Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных жителей России,
гордости за свою Родину;
5.
Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
6.
Содействовать развитию общественной активности учащихся;
7.
Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской
работы;
8.
Воспитывать у учащихся музейную культуру;
9.
Формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения;
10.
Углублять знания детей в области истории, культуры народа совей малой родины;
11.
Популяризация символики России;
12.
Оказывать помощь и содействие классным руководителям и педагогампредметникам в учебно-воспитательном процессе школы;
13.
Популяризация работы школьной музейной комнаты.
Свою работу школьная музейная комната осуществляет в тесной связи с решением
воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой.
Задачи программы:
•
Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться
этим языком.
•
Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные
документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
•
Сформировать научные и профессиональные интересы.
•
Воспитать музейную культуру.
Адресность:
Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на
индивидуальность). Возраст занимающихся 12-17 лет. Группы – одновозрастные и
разновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня
подготовки.

Принципы функционирования программы
Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений
производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его
интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные,
нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках
канона.
Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств,
развитие их как членов общества.
Актив пополняет фонды музейной комнаты путем организации походов, экскурсий,
налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами;
проводит сбор необходимых материалов; изучает собранный материал и обеспечивает
его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит
экскурсии для учащихся, родителей; оказывает содействие учителям в использовании
музейных материалов в учебном процессе.
Функции музея:
14.
Научно-документальная. Реализуется в изучении определенных фактов,
характеризующих развитие образовательного учреждения. В основе экспозиций лежат
подлинные предметы, документы. Собранный учащимися материал позволит открыть
экспозицию «Школа - вчера, сегодня, завтра». Этими материалами могут пользоваться
экскурсоводы, учителя, при проведении бесед, уроков, выставок, классных часов.
15.
Охранная функция - включает гарантированное хранение культурных ценностей,
которые достигаются путем постоянного ухода за ними: правильным размещением в
хранилищах, консервацией, реставрацией. Все документы, которые к нам поступают,
регистрируются и правильно хранятся.
16.
Исследовательская. Музейная комната способствует развитию исследовательских
навыков учащихся. Для написания рефератов, докладов, сочинений, сообщений по
учебным предметам учащиеся используют материалы музея. В школе есть традиция
проведения Уроков памяти, на которых ребята - исследователи музея могут выступать с
результатами своих исследований.
17.
Образовательно-воспитательная. Музейная деятельность пополняет знания
учащихся, прививает навыки исторического мышления, способствует развитию детского
самоуправления. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию,
обучению, развитию социализации обучающихся. Музей - это место, где ребенок получает
позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому края,
города, школы, усваивает этические ценности. Использование символов Государственной
власти при проведении школьных торжественных мероприятий создает условия для
развития гражданско-патриотического воспитания в школе.
Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель
образовательного учреждения.
Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет
руководитель музейной комнаты, назначаемый приказом по образовательному
учреждению.
Текущую работу музея осуществляет актив музея, в состав которого входят
педагоги и учащиеся.
Программа музея включает:

•
изучение истории музееведения в России;
•
ознакомление с основами музейного дела;
практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная
работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной
книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность
(разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий), поисково- исследовательская
работа (сбор информации, материалов для музея, составление и реализация проектов,
популяризации музейного дела), рекламно- просветительская деятельность (связь со
средствами массовой информации школы, города, округа, поддержание связи с музеем
города Тверь, музеями РФ через Интернет, пополнение страницы о музее на сайте школы
Программа внеурочной деятельности курса «Музейное дело» разработана для занятий с
учащимися 9 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма
учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и
надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов
России.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своей деревни, быта своих предков,
памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого
объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия
на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая
экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков,
суждений оценок и чувств.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных
направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении –
готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в
формировании подрастающего поколения.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень
духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей
нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно –
исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории,
непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и
молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости
за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина
своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является
хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и
носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
Задачи:
1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими
изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
18. Формирование навыков работы с архивными документами.
19. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на
предложенную тему.
20. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
21. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время
беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления
собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:
Формирование представления об историческом времени и пространстве, об
изменчивости ипреемственности системы социально – нравственных ценностей;
Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности
общаться смузейными ценностями;
Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии
Актуальность курса заключается в необходимости обучения школьников
основам музейного дела.
Это связано:
•
во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей
школы, района, края;
•
во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что
развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в
хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
•
в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в
получении дальнейшего образования;
•
в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают
коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации
личности.
В соответствии с учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности «Музейное
дело» отводится 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебные недели). Данный курс предполагает
как теоретические, так и практические занятия. Программа включает в себя тематические и
обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение
внеклассных мероприятий на базе школьного музея.
Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по
организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и
представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.
2.Пларуемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
•
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
•
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
•
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
•
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
•
Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания,
рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях
взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение
способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов
типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
•
Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.

•
Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного
общественного действия — включает освоение способов решения задач по
привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта,
для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия
(ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование
интересов зрительской аудитории, использование различных способов
информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
Предметные результаты
•
Использовать карту как источник информации о территории, о культурных
центрах, о направлениях походов, завоеваний и др.
•
Проводить поиск информации в исторических текстах, памятниках, печатных
изданиях.
•
Составлять описание образа жизни различных групп населения, о
значительных событиях.
Формы и методы проведения занятий:
проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
составление словаря музейных терминов;
разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование
артефактов, поиск и сбор экспонатов;
подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов
3.Содержание программы внеурочной деятельности.
1.Введение (2 часа) Инструктаж по охране труда. Изучение плана работы музея.
2.Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе (6 часов)
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея,
принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность
в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией
и содержанием краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности
школьного музея.
3. Фонды музея. Научная организация фондовой работы( 6 часов)
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний.
Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные
материалы. Состав и структура фондов музея.
Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной
деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.
Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора,
учёта и хранения музейных предметов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами
определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием
определителей музейных коллекций.
4. Поисково-исследовательская работа (10 часов) Разработка поиска по теме «Родной
край».
Проведение поиска по конкретной теме:

сбор экспонатов, связанных с историей деревни , совхоза;
сбор информации об интересных людях;
обработка и систематизация собранных материалов;
организация научно-исследовательской работы;
5.Учёт и хранение фондов (8 часов)
Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги.
Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов. Вспомогательные
картотеки:
а) книга записи воспоминаний
б) книга фотофиксаций
в) журнал приёма исторических памятников
г) журнал учёта газетных материалов
д) книга фиксации переписки музея.
Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к
обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах. Проведение инвентаризации,
шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.
6 Экспозиционная работа (12 часов)
Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):
«Сороковые –роковые»;
«Дети войны»;
«Годы, опаленные войной».
Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление
текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.
7. Подготовка и проведение музейной экскурсий (22 часа)
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы.
Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой
экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути
использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и
культурнопросветительной работе школы.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема
и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и
воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их
прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.
Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод
показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной
реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в
рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.
Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов,
использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов,
цитирования, мысленной реконструкции событий.
Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение
экскурсий разных типов: экскурсия-лекция « Ветераны Великой Отечественной войны»;
экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «История деревни,
совхоза»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».
8..Обобщение (2 часа)

4.Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Музейное дело» для 9 класса 2023-2024 учебный год
№ уроков
Тема
по порядку занятия

Колич Формы
ество организации
часов занятия

Виды деятельности

Дата
проведения

познавательная
деятельность;

4.09

1.

1. Введение 1 часа
– 2 часа
Инструкта
ж по охране
труда.
Изучение
плана
работы
музея.

2.

2.
3
Школьный часов
музей, как
центр
обучения и

просмотр
познавательная
видеофильмов деятельность;
об известных
музеях мира,
поиск сайтов

воспитания
в школе – 3
часов

зарубежных
музеев,
подготовка
совместно с
родителями
рефератов и
сообщений об
известных
музеях мира.

История
возникнове
ния
музейного
дела.

просмотр
познавательная
видеофильмов деятельность;
об известных
музеях нашей
страны, поиск
сайтов
известных
музеев России,
подготовка
совместно
с родителями
рефератов и
сообщений об
известных
музеях России

11.09

Знакомство
с

участие в
познавательная
поисковоиссле деятельность;

18.09

беседа

3.

положение
мо
школьном
музее.
Предметно
с
ть и
наглядност
ьв
школьном
музее.
Знакомство
с
экспозиция
ми
школьного
музея.

довательс кой
работе

Знакомство
с
организаци
ей и
содержание
м
краеведчес
к ой работы
в

Научная
познавательная
организация
деятельность;
фондов музея.
Понятия:
«музейный
предмет»,
«экспонат»,
«артефакт»,

школе.
Основные
направлени
я
деятельност
и школьного
музея.

«фонды
музея». Учет
фондов,
использование
фондов
для
организации
выставочной
работы.

3.Фонды
музея.
Научная
организаци
я фондовой
работы – 3
часов

3часов презентация

познавательная
деятельность;

25.09

Научная
организаци
я фондовой
работы.
Музейный
предмет как
источник
научных
знаний.
Типы и
группы
музейных
предметов.
Музейные
предметы и
научно –
вспомогател
ьные
материалы.
Состав и
структура
фондов
музея.
Виды
фондовой
работы.

презентация

познавательная
деятельность;

Участие
во познавательная
Всероссийской деятельность;
акции по сбору
фотографий и
данных об
участниках
Великой
Отечественной
войны «Дорога
памяти»

2.10

Изучение
законодател
ьных и
нормативны
х
документов о
музейном
фонде, о
порядке сбора,
учёта и
хранения
музейных
предметов.

библиотека

познавательная
деятельность;

9.10

Знакомство с
составом и
структурой
фондов
школьного
музея.

4.

4.
Поисково
исследователь
ская работа

Подготовка
2
часов экскурсий
познавательная
«История
деятельность
новогодней
игрушки»,
экскурсии
«Письма
треугольники.

Разработка
поиска по теме
«Родной край».

библиотека

познавательная
деятельность

16.10

Сбор
экспонатов,
связанных с
историей
деревни,
совхоза.

Посещение
познавательная
выставок
деятельность
городского
музея, Музея
купечества,
Художественн
ого музея

23.10

Сбор

Составление

познавательная

5.

информаци
и об
интересных
людях.

родословной, древа жизни деятельность

Обработка и
систематиза
ция
собранных
материалов.

Защита проектов учащихся познавательна 30.10
«Моя родословная»
я
деятельность

Организаци я
научноисслед
овате льской
работы.

участие в подготовке
тематической экспозиции
школьного музея
к
памятной
дате.

5. Учёт и
хранение
фондов – 8
часов

Задачи учётно
– хранительск
ой работы.
Инвентарна я
книга.
Заполнение
инвентарно й
книги.
Шифровка.

8
часов

познавательна 6.11
я
деятельность

участие в подготовке
тематической выставке
школьного музея
к
памятной
дате.

презентация

познавательна 13.11
я
деятельность

6.

Оформлени е
шифра
экспонатов.
Приём и
выдача
предметов.

участие
в
поисковоисследовательс
кой
работе
школьного
музея, участие в
подготовке выставки в
школьном краеведческом
музее.

познавательна 20.11
я
деятельность

Вспомогате
льные
картотеки.

презентация

познавательна 27.11
я
деятельность

Научное
определени
еи
описание
предметов.

беседа

познавательна 4.12
я
деятельность

презентация

познавательна
я
деятельность

Знания о
требования х
к экспозиции.

презентация

познавательна 11.12
я
деятельность

Сбор
материалов
для
экспозиций
(поисковая
работа):
«Сороковые
–роковые»

проектная работа

познавательна 18.12
я
деятельность

Экспозицио
нная работа –
6 часов

6
часов

Сбор
материалов
для
экспозиций
(поисковая
работа):
«Дети войны

проектная работа

познавательна 25.12
я
деятельность

Сбор
материалов
для
экспозиций
(поисковая
работа):
«Годы,
опаленные
войной»

проектная работа

познавательна 15.01
я
деятельность

Подборка

презентация

познавательна
я

текстового
материала к
экспозиция
м.
Оформлени
е
экспозиций
Проведение
экскурсий по
заявкам
классов.
7.

деятельност 22.01
ь

экскурсия

7.
11часа экскурсия
Подготовка и
проведение
музейной
экскурсий 11 часов

Туристско
29.01
краеведческа
я
деятельност
ь
туристскокра
еведческая
деятельност
ь

Повторение
основных
принципов
подготовки и
проведения
экскурсий в
школьном
музее.

экскурсия

туристскокра
еведческая
деятельност
ь

Типы и виды
экскурсий.

экскурсия

туристскокра 5.02
еведческая
деятельност
ь

Учёт
образовател
ьных и
возрастных
особенност
ей
использова
ния и
проведения
экскурсий.

экскурсия

туристскокра 12.02
еведческая
деятельност
ь

Порядок
подготовки и

экскурсия

туристскокра 19.02
еведческая
деятельност
ь

презентация

познавательн 26.02
ая
деятельност
ь

проведения
экскурсий в
школьном
музее.
Экскурсион
ные методы и
приёмы.

Отработка на
экспозиции
методики
проведения
показа и
анализа
группы
экспонатов.

беседа

познавательн 5.03
ая
деятельност
ь

Составлени
е
вопросника и
проведение
тематическо
й беседы в
ходе
экскурсии.

беседа

познавательн 12.03
ая
деятельност
ь

Проведение
экскурсии:

экскурсия

туристскокра 19.03
еведческая
деятельност
ь

Проведение
экскурсии:
«История
школы в
фотография
х»

экскурсия

туристскокра 2.04
еведческая
деятельност
ь

Проведение
экскурсии:
«История
деревни,

экскурсия

туристскокра 23.04
еведческая
деятельност
ь

Обзорная
экскурсия
«Наши
выпускники
»

экскурсия

туристскокра 14.05
еведческая
деятельност
ь

«Ветераны
Великой
Отечествен
ной войны»

Обобщение

8.

Итого
часов

1

беседа

познавательн 21.05
ая
деятельност
ь

34
часа

5.Учебно-методическое и материально- техническое освоение курса.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданинаРоссии в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А. М.
Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с.
― (Стандартывторого поколения). ― ISBN978-5-09-022138-2
2. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие
Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
3. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое
воспитаниеподрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание
подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
4. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение.
Проблемыкультурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13.
«Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии
и концепции) под редакцией
М.Т. Майстровской, М.: 1997
5. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
6. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996 7.
Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
8. Музейный мир России. — М., 2003.
9. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
10. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
11. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).
М.,2003.
12. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
13.
Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело
иохрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
14. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
15. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
16. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
17. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике /
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования –
http//standart.edu.ru/
2 Дистанционная электронная школа – http://368-dist.ru/
3 Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».