Пионербол

Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
Рекомендована к рассмотрению на

педагогическом совете
Зам. директора по ВР

«УТВЕРЖДАЮ» :

Королькова Н.П.

Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 11от 19.08.2025 г.

Директор______Д.А.Балакирева

Приказ № 148 «19» августа 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
физкультурно- спортивной направленности

«Пионербол»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

Срок реализации: 1год,
Возраст обучающихся: 11-13лет
Стартовый уровень
Автор-составитель:
Никитина Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

п.Плоскошь, 2025 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Введение
Образовательная программа «Пионербол» составлена в соответствии с требованиями к
программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития
главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически
развитой личности. Программа «Пионербол» относится к физкультурно-спортивной
направленности.
Нормативно-правовое обоснование разработки программы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский Федерации» (с
изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ
от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства
РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей
до 2030 года»).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28.
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей».
10. Устав МБОУ Плоскошская СОШ.
Направленность программы
Настоящая программа имеет физкультурно- спортивную направленность
Актуальность и новизна программы
Программа разработана в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами и
заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности
ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей. Пионербол –
это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким
оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять
движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью,
выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением,
выявляет активизацию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Игра развивает
мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство,
способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Актуальность программы
Базовым результатом программы дополнительного образования в области физической культуры в
основной школе является освоение обучающимся основ физкультурной деятельности с
общеразвивающей направленностью. Освоение Пионербола способствует не только активному
развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и
социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее
формирование универсальных способностей человека. Универсальность компетенций
определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной
необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки
физкультурной деятельности.
Содержание дополнительных занятий по Пионерболу направлено на воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к
активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело
использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа
жизни.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой систему, которая позволяет научить обучающегося свободно
владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях (согласно технике
передвижения).
Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и
взаимодействие в парах, тройках, пятерках. Способствует личной заинтересованности детей в
самостоятельном совершенствовании своих результатов. Перспективное планирование
обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности.
Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки.
Программа имеет четкую практическую направленность. Содержание занятий, объем и
интенсивность нагрузок зависят от возраста обучающихся. В зависимости от степени усвоения
материала, можно в течение учебного года варьировать порядок тем занятий и количество часов
образовательной программы для лучшего освоения программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Пионербол» создана с учетом физических и
психических особенностей среднего школьного возраста предусматривает разные формы и виды
работы (коллективная, индивидуальная, игровая, соревновательная деятельность и пр.)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пионербол» относится к
начальному, стартовому уровню обучения и является краткосрочной.
Программа ориентирована на обучающихся 6-7 классов - 11-13 лет , не имеющих
противопоказаний для занятий по данному виду спорта.
Образовательно-воспитательный процесс выстраивается с использованием материальнотехнического оснащения кабинета. Помещение имеет наличие специально оборудованного
помещения (спортзал) с волейбольными мячами, набивными мячами, шкафами для хранения
инвентаря (инвентарная комната), шкафами для методической, справочно-информационной,
учебной литературы, стендовыми досками для тематической информации, раздевалками для
мальчиков и девочек в отдельности, обеспеченность питьевым режимом.
Материал программы базируется на знаниях, полученных при изучении в школе предметов
физическая культура
Практическая подготовка обучающихся при изучении некоторых тем программы и выполнении
практических заданий базируется на умениях и навыках полученных на уроках физической
культуры
Новизна и оригинальность программы заключается в том, что она включает в себя не только
обучение приемам игры в пионербол, но и развитие индивидуальных способностей ребенка.
Изучение дисциплины основывается на доступности содержания, методах, формах видах
деятельности учеников 4-5 классов. Учебный материал отобран таким образом, что позволяет
развивать у обучающихся очень многие физические потребности ребенка; предоставляет
возможность для повышения уровня физической подготовки личности и физических качеств
занимающихся; развивает уровень физической подготовки и подготовки обучающихся к основной
школе в разделе волейбол. Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и
на психоэмоциональное и социальное развитие личности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа основана на
принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре
внимания которых личность ребенка, реализующего свои возможности. Программа
предусматривает индивидуальную работу, учитывает возрастные и психофизиологические
особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Круглогодичные занятия пионерболом способствуют физической закалке, повышает
сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При
этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного
и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации активного отдыха
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей в возрасте 11-13 лет
Условия набора детей в объединение
Противопоказаний по физическому здоровью и других причин отказа в обучении ребенка
(кроме выхода за рамки указанного в программе возраста) для освоения программы нет. При
работе с обучающимися, имеющими особенные возможности здоровья, ряд занятий вне учебной

аудитории могут быть заменены на другую форму работы, позволяющую усвоить необходимый
материал.
Срок освоения программы и её объём
Режим занятий
Срок освоения программы включает в себя не только продолжительность обучения, но и объём
учебной нагрузки, виды занятий и их последовательность
Полный
курс программы рассчитан
на 34 часа ( 34 учебных недели)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут
Наполняемость группы 15 человек.
Формы и методы реализации программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения : очная
При очной форме реализации программы занятия проводятся по правилам игры, отработки
техники бросков и приемов. Основной акцент делается на развитие координации, ловкости и
командного взаимодействия.
Формы занятий: теоретическая и практические части
Формы организации занятий: это групповые тренировки используются различные методы
включая индивидуальную работу (работу в парах и подгруппах)
Метод
Для достижения эффективности образовательного процесса применяются следующие методы
обучения:
- практические: выполнение упражнений; - словесные (рассказ, объяснение, беседа, описание); наглядный: показ упражнений; Для развития двигательных способностей используются методы: стандартное упражнение; - переменное упражнение; - игра и соревнование.
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель
создание условий для физического развития обучающихся и формирования у них
жизненно важных физических качеств: быстроты, гибкости, выносливости, силы через
обучение техническим и тактическим приёмам игры.
Данная цель может быть достигнута через осуществление следующих задач:
Развивающие
- развивать физические качеств и укреплять здоровья обучающихся;
- совершенствовать двигательные способности и навыки;
-повышение уровня физической работоспособности как основа физического совершенствования
Воспитательные
-сформировать у детей интерес и увлеченность к занятиям с мячом;
- воспитывать волевых качеств личности обучающегося;

- воспитывать коммуникативные качества, умение взаимодействовать в команде, оказывать
помощь товарищам в сложных ситуациях.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название
раздела, темы

Всего

1.

Вводное занятие
Основы знаний: техника и тактика
игры, ТБ

2.

3.
4.

Количество часов
Теория
Практика

1

1

0

Разучивание упражнений
направленных на ОФП

4

0

4

Разучивание упражнений
направленных на СФП

4

0

4

6

0

6

Техническая подготовка

5.

Тактическая подготовка

6

0

6

6.

Игровая подготовка

6

0

6

7.

Контрольные игры

6

0

6

Итогово-обобщающее
занятие.
Итоговая аттестационная работа.

1

Итого:

34

0
2

1

Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение,
контрольные
нормативы
Педагогическое
наблюдение,
контрольные
нормативы
Педагогическое
наблюдение,
контрольные
нормативы
Педагогическое
наблюдение,
контрольные
нормативы
Педагогическое
наблюдение,
контрольные
нормативы
Аттестационная
работа

32

Содержание учебного плана:
Вводное занятие (1 час)
Теория: Знакомство с правилами поведения во время теоретических и практических занятий в
спортивном зале
Практика:
Тема 1.Основы знаний: техника и тактика игры, ТБ, Правила игры. (1 час)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. График занятий. Задачи
на учебный период.

Практика: Правила игры в пионербол. Понятие о технике и тактике игры, предупреждение
травматизма. Нарушения, жесты судей, правила соревнований.
Тема 2. Общая физическая подготовка ( 1час)
Теория: Понятие о общей физической подготовке. Цели ОФП.
Практика:Строевые упражнения, гимнастические упражнения, легкоатлетические упражнения,
метание.
Тема 3. Специальная физическая подготовка (1 час)
Теория: Понятие о специальной физической подготовке, цели и задачи СФП.
Практика: Упражнения для развития навыков быстроты, упражнения для развития прыгучести,
упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча, упражнения для развития качеств,
необходимых при выполнении подачи мяча, выполнении нападающих бросков и блокировании.
Тема 4. Техническая подготовка (1 час)
Теория: знания о технике и тактике игры.
Практика: Подача мяча, передачи мяча, нападающий бросок, блокирование, комбинированные
упражнения, контрольные и тестовые упражнения.
Тема 5. Тактическая подготовка (1 час)
Теория: знания о тактике игры.
Практика: отработка навыков взаимодействия игроков на площадке,
Тема 6. Игровая подготовка (1час)
Теория: игра по правилам игры в пионербол
Практика: отработка индивидуальных действий игроков, отработка групповых действий игроков.
Итогово-обобщающее занятие (1 часа)
Теория: Обобщение итогов обучения по программе.
Практика: Итоговая аттестационная работа.
1.4. Планируемые результаты и формы аттестации
Результат реализации программы обучающиеся получат возможности узнать: о значение
пионербола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных
возможностей организма занимающихся; правила безопасного поведения во время занятий
пионерболом; названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении и технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей(скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости); контрольные упражнения (двигательные тесты) для
оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения; основное содержание правил соревнований по пионерболу; жесты судьи; игровые
упражнения, подвижные игры и эстафеты.
1.4.1. Планируемые результаты реализации программы:

В ходе реализации полного курса Программы, обучающиеся получат возможности узнать: о
значение пионербола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных
возможностей организма занимающихся; правила безопасного поведения во время занятий
пионерболом; названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении и технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей(скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости); контрольные упражнения (двигательные тесты) для
оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения; основное содержание правил соревнований по пионерболу; жесты судьи; игровые
упражнения, подвижные игры и эстафеты.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы следующие качества личности:
-моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и
двигательных задач;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-проявлять быстроту и ловкость во время игры;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-управлять эмоциями в процессе игровой деятельности.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы действия:
Регулятивные УУД:
- Определение и формулировка цели деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно.
-Проговаривание последовательности действий.
- Высказывание предположения (версии) на основе задания, работа по плану, предложенному
учителем, а в дальнейшем — самостоятельное планирование деятельности.
-Совместная с учителем и другими воспитанниками эмоциональная оценка деятельности команды
на занятии.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль.
-Слушать и понимать речь других.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе, в том числе лидера, исполнителя, критика.
- Демонстрировать навык работы в связке с партнёрами и умение разрешать конфликты на основе
согласования позиций.
Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:
- Знание особенностей зарождения и истории пионербола
-Знание о физических качествах и правилах их тестирования.
- Выполнение упражнений по физической подготовке в соответствии с возрастом.
- Владение тактико-техническими приёмами пионербола.
- Знание основ личной гигиены.
- Знание причин травматизма при занятиях пионерболом и правил его предупреждения.
- Владение основами судейства игры в пионербол.
- Умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку.
-Умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Обучающиеся будут уметь:
-расстановку игроков на поле;
-перемещения и стойки;
-правила перехода игроков по номерам;
- правила игры в пионербол;
- правильность счёта по партиям.
Обучающиеся будут владеть:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Понятиями «Техника игры», «Тактика игры».
Правилами игры в волейбол.
Основными техническими приёмами.
Способностью применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий
волейболом.
Первичными навыками судейства.
Умение выполнять индивидуально подобранные физические упражнения для развития
специальных физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости).
Умением соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
соревнований.
Умением выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите.
Умением выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите.
Техникой выполнения строевых команд
1.4.2. Формы аттестации
Результативность усвоения программы с достижением поставленных цели задач и проводится с
помощью системы педагогической диагностики: входная, промежуточная (по итогам каждого
занятия в форме учебного зачёта), итоговая (в форме сдачи нормативов).
Входная диагностика проводится на 1 занятии с целью выявления первоначального уровня
умений, просмотр физических данных обучающихся.
Формы промежуточного контроля: посредством наблюдения за деятельностью учащихся на
каждом занятии, тестовыми, игровыми заданиями по изучаемым темам.

Контроль результатов деятельности по программе проводится в следующих формах:
-наблюдение за индивидуальным развитием обучающегося в процессе учебно-тренировочных
занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий;
- контрольные игры;
- участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.
Одним из показателей результативности реализации программы является сохранность контингента
детей.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
занятий

1
год Сентябрь
обучения
01.09.202
5

Дата
окончани
я занятий
Май
30.05.202
6

Кол-во
Колучебных во
недель
дней
34

Колво
часов
34

Режим занятий (колво
и
продолжительность
занятий в неделю)
1 раз в неделю
по 45 минут

2.2. Календарно-тематический план

№
п\п
1

2
3
4
5
6
7
8

9

10

11
12
13
14

15

16

17

Название раздела, темы занятия
ТБ при проведении игры.
Ознакомление с правилами игры в
пионербол, разметкой площадки, стойкой
игрока, передвижение игроков по
площадке.
Разучивание подачи и приема после
подачи мяча.
Закрепление техники подачи и прием
мяча после подачи. Броски мяча из-за
головы двумя руками в парах, тройках.
Закрепление техники приёма мяча после
перемещения.
Разучивание действия игрока после
приема мяча.
Закрепление техники подачи мяча,
прием мяча после подачи
Разучивание блокирования в
пионерболе
Совершенствование изученного
материала :подача мяча. прием мяча
после подачи. передачи мяча в парах.
Блокирование
Совершенствование изученного
материала :подача мяча. прием мяча
после подачи. передачи мяча в парах.
Блокирование
Разучивание техники нападающего
бросок через сетку с места и после двух
шагов в прыжке.
Тренировочная игра в пионербол.
Закрепление техники нападающего
бросок с первой линии
Разучивание техники нападающего
бросок со второй линии.
Разучивание техники блокирования
нападающего броска.
Закрепление изученного материала:
одиночный и двойной блок. прыжки
у сетки, подача мяча, прием мяча
после подачи, передачи мяча в
парах.
Совершенствование
изученного
материала: приём подачи, передача к
сетке,
взаимодействие
игроков.
одиночный и двойной блок
Обучение приему мяча от сетки. Контроль
техники нападающего броска со второй
линии. Подача мяча. Прием мяча после
подачи. Передачи мяча в парах.
Тренировочная игра в пионербол
Совершенствование техники навыков
командных действий. Прием мяча от
сетки. Подача мяча. Прием мяча после
подачи .Передачи мяча в парах. Развитие

Количество часов
Дата по Дата по
факту
Всего Теория Практ плану
ика
1
1
0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Условия эффективной реализации образовательной программы:
Программа по пионерболу реализуется в МБОУ Плоскошская СОШ. Занятия проводятся в
спортивном зале один раз в неделю по 45 мин.
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 34 недели занятий непосредственно в
условиях школы.
2.3.1. Кадровые:
- педагог дополнительного образования, имеющий профильное образование
(физкультурноспортивной направления), систематически повышающий уровень
профессиональной квалификации.
2.3.2. Материально-технические и методические материалы:
Адрес осуществления образовательной деятельности:
172870 Тверская обл. п.Плоскошь, ул. Первомайская д.1
Учебный кабинет (спортзал)расположен в здании МБОУ Плоскошская СОШ и
соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными
правилами.
Для успешной реализации программы имеется следующее
материально-техническое и
методическое обеспечение программы:
Материалы, оборудование

Методические
разработки

Дидактический,
информационный,
справочный материалы на
различных носителях

Компьютер и мультимедийное Лекционный материал по 1.Правила
оборудование, классная доска
темам раздела
безопасности
зале
Спортивный инвентарь: скакалки,
мячи
(волейбольные,набивные),скамейк
а
гимнастческая,обручи
гимнастические,маты
гимнастические)

2.4. Программа воспитания

техники
в спортивном

2.Правила игры в пионербол
4. Презентации: по изучаемым
видам программы
5. Видеофильмы: по изучемой
игре
7. Литература
Аксёнова Н.И. «Повышение
уровня двигательной
активности»
Адашкявичен Э.И
«Спортивные игры и
упражнения»
Лях В.И.»Физическая
кульура»для
общеобразовательных
организаций 2013

В
соответствии с
Уставом
МБОУ Плоскошская СОШ и Программой воспитания
образовательных организаций, которые регламентирует порядок разработки и реализацию
рабочих программ на учебный год, рабочая программа воспитания в объединении
разрабатывается ежегодно в соответствии с календарным планированием мероприятий,
проводимых в рамках обще учрежденческих воспитательных программ, целями и задачами
воспитательной работы, проводимой в каждой группе, и с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Воспитательная деятельность является важной составной частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Пионербол» и направлена на развитие
личности обучающегося в сфере физического воспитания подрастающего поколения
Цель воспитания:
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания является
развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
Задачи воспитания:
Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через
вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения,
практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей. Для решения
задач воспитания при реализации образовательной программы необходимо создавать и поддерживать определённые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации любой программы составляют
целевые ориентиры воспитания как ожидаемые результаты воспитательной деятельности в
процессе реализации программы.
Воспитательная деятельность заключается в организации работы с обучающимися
непосредственно во время учебных занятий и внеучебных мероприятиях, в соответствии с
общешкольными направлениями организации воспитательной деятельности посредством
организации творческого общения и взаимодействия кружковцев в рамках Календарного
Плана внутрикружковой воспитательной деятельности
Активные формы воспитательной деятельности:
Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность
обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности,

вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только
для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной работы в процессе
реализации программ
К методам оценки результативности реализации программы в части воспитания можно отнести:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов сосредотачивается на
проявлении в деятельности детей и в её результатах определённых в данной программе
целевых ориентиров воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения
воспитательных задач программ
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные
потребности: обучающихся из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов,
опекаемые обучающиеся, обучающиеся из семей СОП), обучающимся с отклоняющимся
поведением «группы риска»- создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
являются:
-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной
социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
-формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
-построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению
уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:
-формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием
адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
-создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми
образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных
вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
-личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
Методы оценки результативности реализации программы в части воспитания:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов сосредотачивается на
проявлении в деятельности детей и в её результатах определённых в данной программе целевых
ориентиров воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения воспитательных задач
программы;
— оценку творческих и исследовательских работ и проектов экспертным сообществом (педагоги,
родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) с точки зрения
достижения воспитательных результатов, поскольку в индивидуальных творческих и
исследовательских работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения
программы и личностные качества каждого ребёнка.
Оценка уровня воспитанности обучающегося осуществляется по следующим уровням:

Уровни теоретической подготовки:
-Низкий уровень (1 балл) — ребёнок не справляется с тестированием, даёт правильные
ответы не более чем на 1–2 вопроса, его объём знаний по программе менее чем ½.
- Средний уровень (2 балла) — ребёнок отвечает на 3–4 вопроса, его объём знаний по
программе составляет более ½.
- Высокий уровень (3 балла) — ребёнок справляется с тестом, отвечает на 5–6 вопросов, то
есть освоен практически весь объём знаний по программе.
Уровни практической подготовки:
- Низкий уровень (1 балл) — ребёнок не может выполнить технические приёмы и действия.
-Средний уровень (2 балла) — ребёнок выполняет технические приёмы и действия с
ошибками, плохо знает правила игры.
- Высокий уровень (3 балла) — ребёнок без замечаний выполняет технические и
тактические приёмы и действия в игре, знает правила игры и играет в пионербол.
Все баллы суммируются и выводятся в общий балл.
Для оценки уровня воспитанности в пионерболе также используют наблюдение за личностными
качествами обучающихся, их творческими (спортивными) достижениями и другими параметрами.
2.5. Информационные источники и литература
1. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации.
5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Я.
Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова ; под ред.М.Я. Виленского. - М.: Просвещение, 2013.
- 142с.
2. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы: учеб.для общеобразоват. организаций / [М.
Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.
Ю.Торочкова и др.]; под ред. М. Я. Виленского. - 3-е изд. - М.: Просвещение,2014.-239с.
3. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов,
Физическая культура/ Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.: Дрофа,2007. -103с.
4. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей
и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение,2011. - 93 с.
5. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011. - 77 с.
6. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.
Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /
В.И. Лях. - 3-е изд. - М.:Просвещение, 2013. - 104
Интернет-ресурсы
https://www.fizkult-ura.ru/volleyball
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5322/conspect/192430/
https://www.youtube.com/watch?v=FPz2-lmWGck

https://urok.1sept.ru/articles/526230
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/20518-plan-konspekt-uroka-pokulture-pi

fizicheskoj-

https://www.youtube.com/watch?v=1EDmh4wx3uw
https://inteltoys.ru/articles/cat4/article659.html
https://www.youtube.com/watch?v=HUpn2pkp9sU
https://www.youtube.com/watch?v=M2QqwBV9T4I
Литература для учащихся:
1. Белоножкина О.В. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в
школе. Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы / Волгоград: Учитель,2007. 173с.
2. Гатмен Билл. Все о тренировке юного спортсмена/ М.: АСТ: Астрель,2007. 303 с.: ил.
3. Горелов Ю.П. История физической культуры и спорта: учебное пособие - краткий курс /
Кемеровский Государственный Университет, 1997. 104с.
4. Давыдова. М.А., Агапова. И.А. Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии. /М.: Рольф, 2000.
256 с.

2.6. Приложения
Приложение 1.
Календарный план воспитательной работы.
№
п\п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1
2
3
4
5
6

Говорим жизни ДА
Верим в успех
Движение к цели
Радость победы
Ни шагу назад
Спорт и жизнь

29.09
17.10
19.12
14.02
17.03
19.04

соревнования
соревнования
соревнования
соревнования
соревнования
соревнования

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».