Юный художник 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
Плоскошская средняя общеобразовательная школа

Принята

«Утверждаю»

на заседании педагогического совета

Директор школы_________ Балакирева Д.А.

Протокол №12 от «19» августа 2025 г.

Приказ № 148 от «19» августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
для 5 класса
(34 часа)

Разработчик программы:
Королькова Наталья Петровна
Учитель технологии
Первая квалификационная
категория
Срок реализации: 1 год

п. Плоскошь
2025 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы внеурочного
образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на
свободный выбор ребёнка интересующих его форм деятельности, развитие его творческих
способностей, становлении познавательной мотивации. Уже в самой сути человека заложено
стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность
воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей
развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание,
наблюдательность, воображение. Изобразительное искусство, пластика, художественное
конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с разными
материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает
пространственное воображение, конструкторские способности. Каждая художественная
техника в той или иной степени развивает у ребёнка моторику руки, предплечья, пальцев.
Вопросы творческой самореализации находят свое решение в условиях объединения.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребятам реализовать себя в
учебе, творчестве, в общении с другими детьми. Помочь в этих устремлениях признана
данная программа. Главная задача - не только научить детей рисовать, но еще и познакомить
с многогранным миром искусства, его видами, мастерами, произведениями занятия
предусматривают особую эмоциональную атмосферу увлеченности. Она достигается с
помощью живого слова педагога, его диалогов с учениками, зрительных образов,
поэтического текста, музыки, поэтического текста. Все это и является составными
элементами эмоциональной драматургии занятий изобразительным искусством. Некоторые
занятия предусматривают коллективную форму работы. Коллективное творчество обучает
ребят сотрудничеству, умению договариваться, создает общую атмосферу совместного
игрового действия. Но главное – это радость результата, а также отсутствие безуспешных
ребят. Все начинается с простого – с отношения ребёнка к цветку, паутинке, животным.
Затем появляются отношения более высокого порядка – к родной природе, к дому, к людям
старшего поколения, к Родине. Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь,
душевно разбудить ребят. Только тогда можно ждать и результаты художественнотворческой деятельности. Данная программа художественной направленности. При её
реализации учитывается материально-техническое состояние образовательного учреждения
наличие: кабинета; компьютера с мультимедийным проектором; аудио записей с шумом
моря, пением птиц; наглядного материала; магнитной доски с магнитами; баночек для воды,
наличие водопровода в кабинете; бумаги, красок, кистей и других художественных
материалов. Особое внимание обращается на индивидуальное развитие ребёнка. Цели и
задачи курса
Цель программы: развитие художественных способностей и ознакомление с историей
искусства.
Задачи программы:
1. Формирование духовной культуры и нравственности.
2. Формирование стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
3. Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности.
4. Знакомство ребят с различными видами изобразительной деятельности, многообразием
художественных материалов и приёмами работы с ними.
5. Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного
воображения

6. Воспитание внимания, наблюдательности, целеустремленности, аккуратности
7. Развитие коммуникативных навыков работы
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Научатся:
5 класс:
• Знать выдающиеся произведения искусства;
• Знать особенности народного искусства своего края, области;
• Узнают историю возникновения и развития народных промыслов;
• представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного
декоративного искусства.

Получат возможность научиться:
5 класс:
• передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний
линейной и воздушной перспективы;
• в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
• пользоваться различными графическими и живописными техниками;
• создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного
искусства, современных народных промыслов;
• создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой
(одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
• оформлять выставки собственных работ. 5 класс:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
Россиии мира, творческой деятельности эстетического характера.
-овладение основами культуры практической
художественными материалами и инструментами;

творческой

работы

различными

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
Метапредметные результаты

-Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности;
-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность
самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

к

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Предметные
результаты:
-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного
языка и средства художественной выразительности, особенности различных
художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе
создания художественных образов;
-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного
искусства;
-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной
выразительности в собственной художественной деятельности(работа в области живописи,
графики, скульптуры);
- освоение художественной культуры ДПИ во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах.

5 класс:
Работа с нетрадиционным материалом - 17часов
Вводный урок. Искусство .
Панно из квиллинга: «Осенний букет»
Панно из джинсовой ткани. Украшаем свою комнату.
Панно для кухни из макаронных изделий.
Мастерская Деда Мороза.Изготовление новогодних украшений
Рисуем цветным песком.
Декоративная роспись – 17 часа
Хохлома. Роспись посуды из папье-маше. Украшаем кухню.
Северодвинская роспись. Роспись деревянной доски. Основные мотивы росписи. Украшаем
кухню.
Полхов – Майдан. Изготовление туеска. Роспись

Мезенская роспись.
Дымковская игрушка. Изготовление и роспись.
Синие узоры Гжели. Изготовление чайника и его роспись.
Итого: 34 часа

Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Юный
художник» для 5 класса 2025-2026 учебный год
№
уроков
по
порядку

1.

Тема занятия

Количество Формы
часов
организации
занятия

Работа с
нетрадиционны
м материалом

17 часов

Вводный урок.
Искусство .

3 часа

просмотр
видеофильмов
беседа

Виды
деятельности

познавательная
деятельность;
Уметь обьяснять
глубинные
смыслы основных
знаковсимволов
традиционного
крестьянского
прикладного
искусства,
отмечать
их
лаконичновыразительную
красоту.
Осваивать навыки
декоративного
обобщения
в
процессе
выполнения
практической
творческой
работы

Дата
проведения

2.

3.

Панно из
квиллинга:
«Осенний букет»

3 часа

Панно из
2 часа
джинсовой ткани.

просмотр
видеофильмов
беседа

познавательная
деятельность;
художественное
творчество

участие в
поисковоисследовательской работе

познавательная
деятельность;
художественное
твор-

Украшаем свою
комнату.

чество.
Сравнивать
и
называть
конструктивные
декоративные
элементы
устройства жилой
среды
.
Сравнивать,
сопоставлять
интерьеры
крестьянских
жилищ у разных
народов,
находить в них
черты
национального
своеобразия.
Создавать
цветовую
композицию
внутреннего
пространства .

4.

Панно для кухни 2 часа
из
макаронных
изделий.

5.

Мастерская Деда
2 часа
Мороза .Изготовле
ние новогодних
украшений

презентация

познавательная
деятельность;
художественное
творчество.
Изготовление
новогодних
игрушек.

6.

Рисуем цветным
песком.

презентация

познавательная
деятельность;

5 часов

беседа

познавательная
деятельность;
художественное
творчество.

художественное
творчество.
Создавать
самостоятельные
варианты
орнаментального
построения
вышивки с
опорой на
народную
традицию.
Выделять
величиной,
выразительным
контуром
рисунка, цветом,
декором главный
мотив, дополняя
его
орнаментальными
поясами.
Оценивать
собственную
художественную
деятельность и
деятельность
своих
сверстников
Декоративная 17
часов
роспись
Хохлома.
10
Роспись посуды часов
из папье-маше.
Украшаем
кухню.

беседа

познавательная
деятельность;
Эмоционально
воспринимать,
выражать
свое
отношение,
эстетически оценивать
произведения
Хохломы.
Иметь
представление о видах
хохломской росписи,
различать
их.
Создавать композицию
травной росписи в
единстве с формой.

8.

Итого

Северодвинская
роспись.
Роспись
деревянной
доски.

7 часов презентация

34 часа

познавательная
деятельность;
художественное
творчество.

5.Учебно-методическое и материально- техническое освоение курса.
1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –
М.,1987г.
6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном
искусстве. – М.,1983г.
8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост.
В.С.Кузин.
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. – М., 1999 г.
12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».