Россия - мои горизонты 10-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания
педагогического совета № 12
от 19 августа 2025 года

Приказ № 148 от 19 августа 2025 года
Директор
________/Балакирева
Дина
Анатольевна/
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

Рабочая программа внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
10-11 классы
(34 часа в каждом классе)

Рабочую программу составили:

классный руководитель 11 класса Соловьева О.В.
классный руководитель 10 класса Петрова Е.В.

Срок реализации программы:

п. Плоскошь 2025 г.

2025/2026 учебный год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (далее,
соответственно – Программа, Курс) составлена на основе:
‒ Указа

Президента

Российской

Федерации

от

7

мая

2024

г.

№

309

«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
‒ Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ

государственной

политики

по

сохранению

и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
‒ Указа

Президента

Российской

Федерации

от

7

мая

2024

г.

№

309

«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
‒ Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
‒ Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся,

во

исполнение

поручений

Президента

РФ

Пр-328

п. 1 от 23 февраля 2018 г., Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
‒ Приказа

Минпросвещения

России

от

31

августа

2023

г.

№

650

«Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации
обучающихся

по

образовательным

программам

основного

общего

и среднего общего образования».
‒ Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа
2024 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 58).
‒ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.
‒ Распоряжения

Правительства

Российской

Федерации

от

29

мая

2015

г.

№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года».

2

‒ Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего

образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
‒ Федеральной
утвержденной

образовательной

приказом

программы

Министерства

основного

просвещения

общего

Российской

образования,
Федерации

от 18 мая 2023 г. № 370.
‒ Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной
приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 18 мая 2023 г. № 371.
Организационно-методические
деятельности

«Россия

–

рекомендации

мои

горизонты»,

по

реализации
а

также

курса
место

внеурочной
курса

в реализации Единой модели профориентации, в том числе в части регионального
содержательного компонента, отражено в следующих документах:
‒ Порядок

реализации

Единой

модели

профориентации

«Билет

в

будущее»

по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования.
‒ Методические рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной
ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Содержание Программы включает: цели и задачи Курса, определение места
и роли Курса в плане внеурочной деятельности, содержание отраслевых, практикоориентированных
и

проектного

и

профориентационных

занятия,

направленного

на

занятий

(в

том

взаимодействие

числе
с

рефлексивных

родителями/законными

представителями), примерное тематическое планирование занятий Курса.
Содержание Программы определяет реализацию соответствующего направления Единой
модели профориентации.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее – час) в неделю
(34 часа в учебный год).
Цель : формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся
11 класса общеобразовательных организаций через знакомство с востребованными профессиями
и
в различных

достижениями
отраслях

экономики,

России
разнообразием

образовательных

возможностей

для

осознанного формирования индивидуального профессионально-образовательного маршрута с
учетом интересов, склонностей и способностей.
3

Задачи:
‒

содействие формированию готовности к профессиональному самоопределению

обучающихся общеобразовательных организаций;
‒

формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального

профессионально-образовательного

маршрута

в

зависимости

от интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒

информирование

обучающихся

о

специфике

рынка

труда

и

системе

профессионального и высшего образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными профессиями, секторами экономики и видами экономической деятельности);
‒

формирование у обучающихся навыков и умений конструирования индивидуального

образовательно-профессионального

маршрута

и

его

адаптация

с учетом возможностей среды;
‒

формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения

жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного общего
образования (6 – 9 класс) и среднего общего образования (10-11 класс).
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач среднего общего
и основного общего образования.
Темы

отраслевых

преимущественно
и

и

практико-ориентированных

связаны

непроизводственной

с

сфер

основными

экономической

занятий

отраслями

деятельности

настоящей

Программы

производственной
Российской

Федерации

и разнообразием профессий, представленных в них. Содержание занятий знакомит обучающихся
с достижениями сфер экономической деятельности России. Кроме того, занятия направлены на
формирование

ценностных

ориентиров,

значимых

для

успешной

профессиональной

деятельности любого человека (ценность труда, ценность непрерывного образования, научного
познания,

самообразования

и других).
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают описание
диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие, посвященное
взаимодействию с родителями.

4

2.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»

Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности,
в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению,
закону
и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:
‒ сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и ответственного члена российского общества, осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
‒ готовность

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
‒ умение

взаимодействовать

с

социальными

институтами

в

соответствии

с их функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
‒ осознание духовных ценностей российского народа, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
‒ ценностное

отношение

к

государственным

символам,

историческому

и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
‒ сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему

народу,

чувства

ответственности

перед

Родиной,

гордости

за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒ сформированность нравственного сознания, этического поведения;
‒ способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
‒ осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
В сфере эстетического воспитания:
5

‒ эстетическое

отношение

к

миру,

включая

эстетику

быта,

научного

и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.
‒ способность

воспринимать

различные

виды

искусства,

традиции

и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
‒ убежденность

в

значимости

для

личности

и

общества

отечественного

и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере трудового воспитания:
‒ готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
‒ готовность к активной деятельности в технологической и социальной сферах
деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
‒ интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
‒ готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
В сфере экологического воспитания:
‒ сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
‒ умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий, предотвращать их;
‒ планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
‒ совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
‒ осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
‒ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:

6

‒ самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
‒ устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
‒ определять

цели

деятельности,

задавать

параметры

и

критерии

их достижения;
‒ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
‒ вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
‒ развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
‒ владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
‒ способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
‒ овладение

видами

деятельности

по

получению

нового

знания,

его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
‒ формирование

научного

типа

мышления,

владение

научной

терминологией,

ключевыми понятиями и методами;
‒ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
‒ выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
‒ анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
‒ давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
‒ разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
‒ осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
‒ уметь

переносить

знания

в

познавательную

и

практическую

области

жизнедеятельности;
‒ уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
7

‒ выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
‒ ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
‒ владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
‒ создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
‒ оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
‒ использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных,

коммуникативных

и

организационных

задач

с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
‒ владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной

безопасности личности.
Ккоммуникативныее УУД:
а) общение:
‒ осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
‒ владеть различными способами общения и взаимодействия;
‒ аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
‒ развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
‒ выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
‒ принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
‒ оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
‒ предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
8

‒ координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального

и комбинированного взаимодействия;
‒ осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:
‒ самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
‒ самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
‒ давать оценку новым ситуациям;
‒ расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
‒ делать

осознанный

выбор,

аргументировать

его,

брать

ответственность

за решение;
‒ оценивать приобретенный опыт;
‒ способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
‒ давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
‒ владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
‒ использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
‒ уметь

оценивать

риски

и

своевременно

принимать

решения

по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
‒ самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
‒ саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
‒ внутренней

мотивации,

включающей

стремление

к

достижению

цели

и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

9

‒ эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать

его

при

осуществлении

коммуникации,

способность

к сочувствию и сопереживанию;
‒ социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения

с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
‒ принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
‒ принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
‒ признавать свое право и право других людей на ошибки;
‒ развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия

–

страна

безграничных

возможностей

и

профессионального

развития.

Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как условие его
эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной деятельности, профессий. Цели
и возможности курса «Россия – мои горизонты», виды занятий, основные образовательные
формы, правила взаимодействия. Портал «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель
профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие
«Открой свое будущее» (1 час)
Различные

жизненные

карьерные траектории.

сценарии

и

профессионально-образовательные

Персональное профессиональное

развитие.

маршруты,

Приемы построения

профессионально-образовательных маршрутов.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя» (1 час)
Особенности диагностик на портале «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Значение
профориентационных

диагностик.

Диагностический

цикл.

Алгоритм

и сроки прохождения диагностик. Анонсирование диагностик «Мой профиль» (7, 9, 11 классы).
Профессиональные

склонности

и профильность обучения. Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной
деятельности и профильности общего обучения, дополнительного образования. Персонализация
10

образования.

Способы

самодиагностики

профессиональных

интересов,

индивидуальные

различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному
самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России (26
сентября).

Знакомство

обучающихся

с

ролью

атомной

промышленности

в экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи
и перспективы развития отрасли. Крупнейший работодатель – государственная корпорация
«Росатом»: географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты образования.
10-11

кл.

Профессионально

важные

качества,

характерные

для

профессий

в атомной отрасли и варианты профессионально-образовательных маршрутов. Возможности
высшего и профессионального образования в подготовке специалистов для корпорации Росатом.
Наукоемкие и высокотехнологичные направления развития атомной отрасли.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире
искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года. Спутникостроение
как отрасль деятельности, связанная с проектированием, изготовлением, запуском и
эксплуатацией спутников. Использование информации, полученной спутниками.
10-11

кл.

Общая

характеристика

и

история

отрасли

спутникостроения.

Ее значимость в экономике страны. Содержание деятельности профессий в области
спутникостроения и применения спутниковых данных. Профессионально важные качества,
характерные для профессий в данной отрасли и возможности построения карьеры. Возможности
образования в подготовке инженерных кадров в области спутникостроения и обработки данных
дистанционного зондирования Земли.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие

приурочено

ко

Дню

работника

сельского

хозяйства

и перерабатывающей промышленности, международной выставке «Золотая осень» (12 октября).
Рассматривается роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности
страны, обзор подотраслей сельского хозяйства, разнообразие профессий и образовательных
возможностей.

Наукоемкость

и технологичность современного агропромышленного комплекса. Открытие диагностики «Мои

11

способности. Естественно-научные способности» в личном кабинете обучающегося на портале
«Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для рассматриваемых отраслей.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство

обучающихся

с

ролью

топливно-энергетического

комплекса

в экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
энергетики. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для топливно-энергетического комплекса.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от
специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей

образовательной

организации)

и,

благодаря

их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях
работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях,
особенностях образования.
Рассматриваются такие направления, как космическая отрасль (спутникостроение и
работа с данными дистанционного зондирования Земли), агропромышленная отрасль и пищевая
промышленность, как часть обрабатывающей индустриальной среды.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике страны. Роль
тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли. Достижения России, актуальные
задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность
в

кадрах.

Основные

профессии

и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных
маршрутов. Открытие диагностики «Мои способности. Технические способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
12

10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения профессиональнообразовательных маршрутов в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей добычи и переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение
(занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли
машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в области судостроения и
машиностроения, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная
потребность

в

кадрах.

Основные

профессии

и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных
маршрутов.
10-11 кл. Общая характеристика судостроительной отрасли: тяжелая промышленность и
машиностроение.

Профессионально

важные

качества

и особенности профессионального развития в индустриальной сфере. Возможности высшего и
профессионального

образования

в

подготовке

специалистов

для судостроения.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике страны.
Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их
географическая

представленность,

перспективная

потребность

в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для легкой промышленности.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной деятельности
различных
в

отрасли

отраслей
прикладной

в

экономике
и

нашей

фундаментальной

страны.
математики,

Достижения
актуальные

России
задачи

и перспективы развития. Примеры сфер деятельности, использующих математический аппарат.

13

10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
прикладной и фундаментальной математики и вычислительной техники. Возможности высшего
образования в подготовке специалистов.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Знакомство

обучающихся

со

сферами

профессиональной

деятельности

в области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны России.
Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной деятельности. Государство
как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательного маршрута.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры.
Возможности

высшего

и

среднего

профессионального

образования

в подготовке специалистов в сфере гражданской обороны и таможенного контроля.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение

лидерства

отечественных

технологических

компаний

в контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта развития
технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех отрасли. Определение
перспектив развития. Возможности образования, в том числе программа «Код в будущее». Обзор
компаний, понятие и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики «Мои способности.
Аналитические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
финтеха. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность
и общественное питание (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью АПК
(индустриальная среда). Актуальные задачи и перспективы развития. Особенности сферы
деятельности, перспективная потребность в кадрах, работодатели. Основные профессии и
содержание

профессиональной

деятельности.

Варианты

профессионального

и высшего

образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения профессиональнообразовательных

маршрутов.

Возможности

высшего

и профессионального образования в подготовке специалистов для пищевой промышленности.
14

Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от
специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических
возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах,
целях

и

ценностях

профессионалов

в профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются профессии тем с №
9 по №15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
(1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого полугодия.
Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования. Навык обращения с
результатами

диагностики,

соотнесение

рекомендаций

с собственными представлениями. Навык планирования образовательно-профессионального
маршрута с учетом рекомендаций разного рода. Принцип вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных особенностей и
готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества» (6, 8, 10 классы) и «Мои
ориентиры» (7, 9, 11 классы).
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии. Повышение мотивации к
самопознанию,

пониманию

своих

преимуществ

и

дефицитов

в

рамках

отдельных

профессиональных обязанностей.
«Мои ориентиры»: Составляющие готовности к профессиональному самоопределению.
Определение
к

уровня

профессиональному

выбору,

готовности
понимание

сильных

обучающегося
сторон

и

дефицитов

для

его совершения. Индивидуальное планирование для повышения уровня готовности
к профессиональному самоопределению.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей страны.
Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров, актуальные задачи и
перспективы развития. Основные направления предпринимательской деятельности. Варианты
15

профессионального образования. Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные
способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности профессионального развития в
деловой среде. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отрасли «предпринимательство».
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство обучающихся с ролью
науки и образования в экономике страны. Достижения России в отраслях науки и образования,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность,
перспективная

потребность

в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Знакомство со
Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР) – общественной
организацией,

деятельность

которой направлена

на развитие

потенциала

российского

изобретательства, помощь по внедрению новых технологий и разработок, защиту интересов и
прав изобретателей и рационализаторов в России и за рубежом, а также популяризацию
изобретательской

деятельности.

Варианты

профессионального

образования.

Открытие

диагностики «Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в науке и
образовании. ВОИР, как площадка для внедрения новых технологий и разработок,
предоставляющая, в том числе, возможности популяризации изобретательской деятельности.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов
для изучаемых отраслей.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма и
гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества, необходимые для профессий сферы сервиса,
туризма и гостеприимства, возможности построения карьеры. Возможности высшего и
профессионального образования в подготовке специалистов.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В рамках занятия
16

рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил

Российской

Федерации, включая передовые технологии в армии, флоте и других силовых ведомствах. В ходе
занятия особое внимание уделяется новым высокотехнологичным военным специальностям,
которые определяют облик армии и силовых ведомств будущего.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны.
Достижения
и

России

перспективы

в

развития.

отраслях

комфортной

Крупнейшие

среды,

работодатели

в

актуальные
транспортной

задачи
сфере,

их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
транспортной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
для

Знакомство

обучающихся

экономики

страны.

с

ролью

Достижения

систем

России

в

связи
сфере

и

телекоммуникаций
обеспечения

связи

и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
программировании

и

телекоммуникации.

Возможности

высшего

и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для сферы деятельности
в области связи и телекоммуникаций.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных сферах
профессиональной

деятельности

и

отраслей.

Педагогу

предлагается

выбор

в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях

работы,

личных

качествах,

целях

17

и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На
материале профессий тем с №20 по №24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В
зависимости
для

от

беседы

и

возраста

знакомятся

обучающиеся

с

правилами

и

готовят

список

особенностями

вопросов

проведения

интервью

на тему профессионального самоопределения. Материалы занятия могут быть использованы
обучающимися в самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны.
Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом развитии и
обеспечении безопасности страны. Достижения России в космической сфере, актуальные задачи
и

перспективы

развития.

Основные

профессии

и содержание профессиональной деятельности в космической отрасли.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности профессионального развития в
космической
и

отрасли.

среднего

профессионального

Возможности
образования

в

высшего
подготовке

специалистов

для космической отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой промышленного
дизайна

в

экономике

страны.

Промышленный

дизайн

–

сфера

на стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения эффективности и
18

удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения России, актуальные задачи и перспективы
развития

сферы

культуры,

искусства

и промышленного дизайна. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты

профессионального

образования.

Открытие

диагностики

«Мои

способности.

Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для искусства и дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор тематики занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от
технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению,
уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных
качествах,

целях

и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На
материале профессий (на выбор): культура и искусство; промышленный дизайн; космическая
отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который традиционно
связан с популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Всероссийское голосование за выбор объектов благоустройства.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство

обучающихся

с

ролью

военно-промышленного

комплекса

в обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в развитии ВПК,
19

актуальные задачи и перспективы профессионального развития. Перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионально-образовательных маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
ВПК. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для военно-промышленного комплекса.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях

работы,

личных

качествах,

целях

и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На
материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим. Какой
профессионально-образовательный
за

учебный

год

профессионального
и

так

далее).

(в

урочной

выбора

и

маршрут

был

внеурочной

деятельности,

участвовали,

Самооценка

успехи

результатов.

в

проделан
в

обучающимся
каких

дополнительном

Оценка

курса

мероприятиях
образовании

обучающимися,

их предложения.

20

Тематическое планирование

№

Наименование разделов и

п/п

тем программы

Количество часов

Форма организации
занятия

Виды деятельности

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

-

Тестирование

Видео, интерактивные
задания

Беседа

Тема 1.
1

Установочное занятие «Россия
– мои горизонты» (1 час)

1

Дата проведения

04.09.2025

Тема 2.
2

Тематическое
профориентационное занятие
«Открой свое будущее» (1 час)

11.09.2025

Тема 3.
3

Тематическое
профориентационное занятие
«Познаю себя»

18.09.2025

(1 час)
Тема 4.
4

Россия индустриальная:
атомные технологии
(1 час)

1

5

Тема 5.

1

Тестирование

25.09.2025

02.10.2025
21

Россия индустриальная:
космические технологии (1
час)
Тема 6.
6

Россия аграрная:
продовольственная
безопасность (1 час)

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

-

Тестирование

Тема 7.
7

Россия комфортная:
энергетика (1 час)
Тема 8.

8

Практико-ориентированное
занятие (1 час)

09.10.2025

16.10.2025

23.10.2025

Тема 9.
9

Россия индустриальная:
добыча, переработка, тяжелая
промышленность

06.11.2025

(1 час)
10

Тема 10.

13.11.2025

Россия индустриальная:
машиностроение и
судостроение (К 500-летию
Северного морского пути) (1
22

час)
Тема 11.
Россия индустриальная: легкая
промышленность

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

-

Тестирование

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

15

Россия индустриальная:
пищевая промышленность и
общественное питание (1 час)

1

-

Тестирование

16

Тема 16.

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

11

20.11.2025

(1 час)
12

Тема 12. Россия умная:
математика в действии (1 час)

27.11.2025

Тема 13.
13

Россия безопасная:
национальная безопасность (1
час)

04.12.2025

Тема 14.
14

Россия цифровая: IT компании и отечественный
финтех (1 час)

11.12.2025

Тема 15.

Практико-ориентированное

18.12.2025

25.12.2025

23

занятие (1 час)
Тема 17.
17

Профориентационное
тематическое занятие «Мое
будущее»

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

-

Тестирование

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

-

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

-

Тестирование

15.01.2026

(1 час)
Тема 18.
18

Профориентационное занятие
(1 час)

22.01.2026

Тема 19.
19

Россия деловая:
предпринимательство и бизнес
(1 час)
Тема 20.

20

Россия умная: наука и
технологии (1 час)

Тестирование

29.01.2026

05.02.2026

Тема 21.
21

Россия гостеприимная: сервис
и туризм
(1 час)
Тема 22.

22

Россия безопасная: защитники
Отечества (1 час)

12.02.2026

19.02.2026

24

Тема 23.
23

Россия комфортная: транспорт.
(1 час)

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

-

Тестирование

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

Видео, интерактивные
задания

Беседа

1

-

Тестирование

26.02.2026

Тема 24.
24

Россия на связи: интернет и
телекоммуникация

05.03.2026

(1 час)
Тема 25.
25

Практико-ориентированное
занятие (1 час)

12.03.2026

Тема 26.
26

Проектное занятие:
поговори с родителями (1 час)
Тема 27.

27

Россия здоровая: медицина и
фармацевтика в России. (1 час)
Тема 28.

28

Россия индустриальная:
космическая отрасль (1 час)
Тема 29.

29

Россия творческая: культура и
искусство (1 час)

19.03.2026

26.03.2026

09.04.2026

16.04.2026

25

Тема 30.
30

Практико-ориентированное
занятие (1 час)

1

-

Тестирование

1

-

Тестирование

1

-

Тестирование

1

-

Тестирование

23.04.2026

Тема 31.
31

Россия комфортная.
Строительство и города
будущего.

30.04.2026

(1 час)
Тема 32.
32

Россия безопасная: военнопромышленный комплекс
(ВПК)

07.05.2026

(1 час)
Тема 33.
33

34

Практико-ориентированное
занятие (1 час)
Тема 34.
Рефлексивное занятие (1 час)

1

-

-

14.05.2026

21.05.2026

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».