Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкого муниципального округа
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
Педагогический
совет
Протокол № 12 от
«19» августа
2025 года
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Плоскошская СОШ
__________________
Балакирева Д.А.
Приказ №148от «19»
августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности: «Моя семья»
6 класс
Лагусева Е.Н.
учитель истории и обществознания
1 категория
Срок реализации программы: 1 год
п. Плоскошь
2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка...............................................................................................3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Моя семья».................................................................................................................8
Личностные результаты..........................................................................................8
Метапредметные результаты................................................................................10
Предметные результаты........................................................................................13
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя семья»..................................15
Тематическое планирование.....................................................................................22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Моя семья» (далее –
программа) для 6 класса составлена на основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования
(утвержден
приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность
курса
внеурочной
деятельности
«Моя
семья»
в
современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных
программ
обучения
представителей
и
воспитания,
молодого
способствующих
поколения
формированию
приверженности
у
традиционным
российским духовно- нравственным ценностям, включая ценности крепкой
семьи,
укрепляющих
гражданское
единство
российского
общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации.
Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются
рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и
культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства,
в том числе посредством образования. Образование становится средством,
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций
распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому
поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах
семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена,
прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных
институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности.
Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую
девальвируется
деструктивной
под
воздействием
идеологии.
В
негативного
этой
связи
влияния
формирование
элементов
в
сознании
обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из
основных задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Моя семья» для обучающихся 5–9 классов
продиктовано
важностью
целенаправленной
просветительской
и воспитательной деятельности, которая предполагает:
– осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности
в жизни современного человека;
– приобщение
к
системе
традиционных
духовно-нравственных
ценностей;
– формирование у обучающихся культуры семейных отношений,
уважения к старшим поколениям;
– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения
и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в
российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.
Приоритетное внимание в программе придается современным научно-
педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,
что его содержание предполагает:
– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных
отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,
влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового
и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального
жизненного опыта;
– развитие
практических
навыков
и
познавательных
интересов
обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой
многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных
отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную
для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование
просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности,
целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5-ых классов особой значимости института
семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической
памяти и преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему
поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины,
рождению и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии
семейных терминов;
– формирование у молодых людей основных представлений о семейной
жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
– осознание обучающимися системы российских семейных ценностей
и принятие их для построения собственной семьи в будущем;
– содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
– обеспечение
осознания
обучающимися
своей
гражданской
и
социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода
и семьи;
– содействие направленности обучающихся на создание крепкой,
счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
– обучение
основам
психологической
и
духовно-нравственной
безопасности в сфере семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Моя семья» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных
часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен
обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром
для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы
содержания
и
виды
деятельности
обучающихся
должны
быть
конкретизированы с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся.
Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью
выбора педагогомразличных вариантов учебно-методического обеспечения
курса,
а также с существующими условиями школьной информационно-
образовательной среды. Освоение программы курса может быть организовано
образовательной организацией во внеурочное время в следующих вариантах:
– для младших подростков (5–7 классы);
– для старших подростков (8–9 классы).
В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно
изучать только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание
программы курса внеурочной деятельности не ведет к нарушению его
содержательного единства и ориентирует педагогов на необходимость
учитывать особенности его преподавания в 8–9 классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать
как предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности
обучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной
специфики. Содержательные элементы программы позволяют организовать на
их
основе
практическую
и
поисково-исследовательскую
деятельность,
результаты которой могут быть использованы при реализации обучающимися
индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в
ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты
семейной
проблематики
экономические,
(исторические,
психологические,
социокультурные,
нравственные),
обучающимся ознакомиться с основами курса «Моя семья».
правовые,
позволяющие
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ СЕМЬЯ»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Моя семья»
направлена
на
обеспечение
достижения
обучающимися
личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства
и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– осознание
российской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных
традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– ориентация
на
нравственного выбора
свое
моральные
в
семейных
ценности
и
отношениях,
нормы
в
ситуациях
готовность
оценивать
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к созданию крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
5) физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения
в интернет-среде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи)
технологической
инициировать,
и
планировать
социальной
и
направленности,
самостоятельно
выполнять
способность
такого
рода
деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
– делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
– проводить
по
самостоятельно
составленному
плану
небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
– оценивать
на
применимость
и
достоверность
информацию,
полученную в ходе исследования;
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
– самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
0
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в соответствии с целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
– знать
и
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично
представлять
результаты
выполненного
исследования,
проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения);
– делать выбор и брать ответственность за решение.
1
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать
контекст
и
предвидеть
трудности,
которые
могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
– объяснять
деятельности,
причины
давать
оценку
достижения
(недостижения)
приобретенному
опыту,
результатов
уметь
находить
позитивное в произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
– регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
2
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды
в достижение
результатов,
разделять
сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена
семьи,
важности
семьи
как
базового
социального
института;
социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании
и
значении
социальных
норм,
регулирующих
семейные
отношения, включая правовые нормы;
– осознание
значимости
крепкой
семьи,
брака
как
ценности
в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную
российскую
духовно-нравственную
ценность;
осознание
значимости семейных традиций в истории народов России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм
морали
и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
– умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений
с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудиои видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций
своей семьи, для написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
3
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого
члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками,
в том числе со старшими членами семьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения
с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними
родственниками;
– умение решать в рамках изученного материала познавательные
и практические задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
– умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными
финансами, в том числе при планировании семейного бюджета.
4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЯ СЕМЬЯ»
РАЗДЕЛ 1. «Ценности семьи»
Семья- семь «Я».
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени:
мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные
ценности.
Выбор
спутника
жизни.
Особенности
брачно-семейных
отношений.
Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье1. Семья и брак в
современном обществе.
Семейные ценности
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у
ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка
материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда
формирования
личности
ребенка,
его
духовно-нравственного
становления,
интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения.
Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для
саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное
взаимопонимание между родителями и детьми.
Традиции моей семьи
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения
в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т.
п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций.
Известные многодетные семьи.
Национальные традиции моей семьи.
У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые
передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. В
5
каждой семье эти традиции находят свое продолжение, и в каждой семье
стараются их хранить.
Этикет в семье
Происхождение слова «Этикет», правила семейного этикета. Правила этикета
возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения.
РАЗДЕЛ 2. «Семья — малая Церковь»
Святые семьи, Михаил Тверской и Анна Кашинская
Важность представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе
на примере семьи святых князей Михаила Тверского и Анны Кашинской.
Культурные семейные традиции
Углубление представлений учеников о ценности семьи и добрых традициях,
объединяющих родных и близких. Отмечать семейные праздники, проводить
свободное время вместе, называть детей в честь кого-то из членов семьи
Праздники мое семьи.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и др
РАЗДЕЛ 3. «Мои близкие»
Мужская забота о семье и доме.
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины
в семье. Отцовство.
Женская забота о семье и доме
Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка
как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей
и детей.
(мультипликация, кино, литература и др.)
6
Старшее поколение в семье.
Социальные роли в семье.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ
ролевых отношений в семье.
Моя родословная.
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила
его реконструкции (описания)
Я горжусь своими родными.
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых
и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей
и семейных традиций.
Раздел 4. «Семейный дом».
Уютный дом
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и
детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома.
Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между
родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции
обустройства дома в разных регионах России.
Семейные дела делаем вместе
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего
хозяйства у семей с детьми
и способы их решения.
Доходы и расходы семьи
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет
и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении
финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные
культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности
использования семьями услуг финансовых организаций –вклады, кредиты,
7
инвестиции
Красота своими руками
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект
обустройства дома – от идеи до воплощения. Важность достижения
договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для
поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных
регионах России
РАЗДЕЛ 5. «Счастье - быть вместе»
Взаимопонимание поколений в семье
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутри семейных
отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение,
взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные
составляющие
супружеских
и
детско-родительских
отношений.
Важность
благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка
в
семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы.
Как справиться с конфликтом? Умение прощать.
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с
младшими
по
поводу
возникающих
разногласий
как
важнейшее
правило
гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего
поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком
своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой
семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и
детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Время проведенное в семье (досуг семьи)
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
8
Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома;
работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или)
негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Здоровое питание семьи
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый
сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые
привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой
еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы физического и психического здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры здорового питания.
Раздел 6. «Безопасность семьи»
В доме без опасности.
Основные правила безопасного поведения в быту, воспитывать ответственное
поведение в быту. Осторожность, умение отвечать за свои поступки.
Все ли можно есть? Опасная еда.
“ Еда, для здоровья. Как правильно есть» : формировать представление об основах
правильного питания как составляющих здорового образа жизни
Все ли можно пить? Опасные напитки.
Уточнить знания детей о полезных напитках, их значении для здоровья, какие
напитки приносят вред.
Смотри , не заболей! Профилактика инфекций.
Знакомство с различными видами инфекционных заболеваний и способами
профилактики.
Раздел 7. «Экология дома»
Дом и хозяйство
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая
функция
семьи. Типичные
проблемы обустройства
9
домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы
совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями
или родственниками.
Как устроен дом. Жизнь в малых и больших городах.
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как
своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской местности.
Очищение воды (водопровод, сточные воды)
Очистка воды- это комплекс мероприятий по удалению загрязнений из водопроводной
сточных вод. Очистка водопроводной воды включает осветление, обесцвечивание и
обеззараживание. Очистка сточных вод- это удаление загрязнений из бытовых и
промышленных сточных вод перед выпуском их в водоем.
Вторая жизнь металлов (металл, стекло).
Металл и стекло могут получить вторую жизнь благодаря переработки. Переработка
позволяет не только уменьшить количество отходов, но и сохранить невосполнимые
ресурсы.
Итоговое занятие (викторина)
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование Количеств
разделов и тем
Программное содержание
о часов
Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся
курса внеурочной
деятельности
Раздел 1. «Ценности семьи»
.1
1Семья- семь «Я».
1
Семья в различные
исторические эпохи – от древности
презентации «Семья в различные
до современности: мотивы создания
исторические эпохи».
семьи и вступления в брак.
Семья и духовно-нравственные
.2
ценности
известных художников, посвященных
семье в разные исторические эпохи.
Особенности брачно-семейных
Создание плаката «Современная
семья».
мужчины, женщины и детей в семье.
1
Анализ репродукций картин
ценности. Выбор спутника жизни.
отношений. Изменение ролей
1Семейные
Беседа на основе
Семья и брак в современном обществе
Крепкая семья, основанная на любви,
Дискуссия на тему «Выбор
спутника жизни»
Беседа и создание схемы
как основа для формирования у ребенка «Значение семьи в жизни человека».
чувства безопасности и ощущения
Анализ предложенных ситуаций,
1
счастья.
Важность для ребенка
показывающих влияние семьи на
жизнь подростка
материальной и
психологической поддержки
со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка,
2
духовно-нравственного
становления, интеллектуального
роста, профессионального и
социального
1.3
Традиции моей семьи
1
самоопределения
Предания и традиции моей семьи.
Сопоставление иллюстраций,
Ценности семьи, передающиеся из
отражающих психологические
поколения
отношения родителей
в поколение. Семейная память и
и подростка (взаимное
семейная гордость. Семейные традиции доверие/недоверие; рациональная
и их разнообразие: семейный совет,
оценка/недооценка; поддержка и
воскресные
обеды, семейные спектакли,
семейные путешествия,
1.4
Национальные
традиции моей семьи
семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для
подражания и сохранения
семейных традиций.
Известные многодетные семьи.
сочувствие/равнодушие; адекватные
требования/неадекватные требования)
для создания правил выстраивания
отношений между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья –
наша ценность»
У каждого народа есть свои
3
национальные традиции и
обычаи, которые передаются из
поколения в поколения,
хранятся и приумножаются. В
каждой семье эти традиции
находят свое продолжение, и в
каждой семье стараются их
хранить.
1.5
Этикет в семье
1
Происхождение слова «Этикет»,
правила семейного этикета. Правила
этикета возникли в глубокой древности
как удобные и разумные формы
общения.
4
Итого по разделу
5
Раздел 2. «Семья — малая церковь»
2.1
Святые семьи
Михаил Тверской и
Анна Кашинская
1
Важность представления детей о
семье, как о людях, которые живут
Презентация «Жизнь княгини Анны
Кашинской»
вместе на примере семьи святых
князей Михаила Тверского и Анны
Кашинской.
2.2
Культурные
семейные традиции
1
Углубление представлений учеников о
Рассказать о традициях семьи.
ценности семьи и добрых традициях,
Проектная деятельность
объединяющих родных и близких.
«Предания и традиции моей
Отмечать семейные праздники,
семьи».
проводить свободное время вместе,
Практикум «Семейные традиции»
называть детей в честь кого-то из
членов семьи
5
2.3
Праздники моей
семьи
1
Важность семейных праздников
для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как
важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных
Конкурс проектов «Моя
любимая семейная игра».
Обсуждение результатов проектов.
Составление алгоритма проектирования
семейного праздника
игр, их плюсы и минусы.
Проектирование семейного
праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного
года,
спортивные достижения детей и др.)
6
путешествия, семейное чтение и
т. п. Достойные примеры для
подражания
и
сохранения
семейных традиций.
Итого по разделу
3
Известные многодетные семьи
Раздел 3 . «Мои
близкие»
3.1
Мужская забота о
семье и доме
1
Особая роль и ответственность
Обсуждение отрывков из
родителей в современной семье.
художественной литературы,
Роль мужчины
кинофильмов,
в семье. Отцовство.
мультипликационных фильмов
о гармоничных отношениях в семье.
3.2
Женская забота о
семье и доме
Создание облака слов на тему
Роль женщины в семье. Материнство.
«Ценности семьи»
Любовь, взаимное принятие и
поддержка как базовые ценности
взаимоотношений супругов между
собой, а также родителей и детей.
(мультипликация, кино, литература и
7
3.3
Старшее поколение в
семье
1
др.)
Бабушки и дедушки в семье.
Анализ
Доверительное, эмоционально теплое
воспитания».
общение внуков
предложение»: «Если бы я оказался на
с бабушками и дедушками.
месте своих родителей, то...»
кейсов
на
Игра
тему
«Стили
«Продолжи
Уважительное отношение к старшим
членам семьи.
Чувство благодарности старшим.
Почитание старших в семье. Забота о
пожилых членах семьи, помощь по
дому. Межпоколенное общение как
способ передачи и усвоения
накопленного старшими поколениями
жизненного опыта и духовнонравственных ценностей. Черты
семейного поведения, присущие
бабушкам и дедушкам,
и бесконфликтные стратегии их
восприятия.
3.4
Социальные роли в
семье
1
Для понимания семьи как социального
Беседа « о роли несовершеннолетнего в
института большое значение имеет анализ семье»
8
ролевых отношений в семье.
9
3.5
Моя родословная
1
Родословная моей семьи. Семейное
Составление родословных
(родовое) генеалогическое древо и
на основе предложенных
правила
учителем и/или
его реконструкции (описания
обучающимися макетов
0
3.6
Я горжусь
Многообразие родственных отношений.
Игра «Самое главное качество моего
своими
Важность поддержания добрых
родственника» на основе
родными
и уважительных родственных
родословной. Продолжение
отношений для сохранения
разработки коллективной электронной
межпоколенных связей
энциклопедии «Семья – наша
и семейных традиций
ценность»
Итого по разделу
1
6
Раздел 4. «Семейный дом»
4.1
Уютный дом.
1
Красота,
комфорт
и
уют
в
доме.
Важность совместных усилий родителей
Составление облака слов «Дом» на
основе ассоциаций.
и детей в решении проблем определения
Конкурс рисунков/синквейнов «Мой
оптимального бюджета, выбора стиля
дом» или «Дом моей мечты»
оформления, материалов, технических
решений и другого для обустройства
дома. Проект обустройства дома – от
идеи
до
воплощения.
достижения
договоренностей
распределении
родителями
Важность
ролей
и
детьми
в
между
для
поддержания чистоты и порядка в
1
доме. Традиции обустройства дома в
разных регионах России.
4.2
Семейные дела
делаем вместе
1
Основные составляющие домашнего
Беседа на основе презентации
(семейного) хозяйства.
«Семейное хозяйство в разные
Хозяйственно- экономическая
исторические периоды развития
функция семьи.
России».
Типичные проблемы обустройства
Разработка правил рачительного
домашнего хозяйства у семей с детьми
ведения домашнего хозяйства
и способы их решения. Плюсы и минусы
2
совместного проживания молодой семьи
с детьми вместе со своими
родителями или родственниками
4.3
Доходы и расходы
семьи
1
Важность планирования и учета семейных Анализ схемы «Семейный бюджет».
доходов и расходов. Семейный бюджет Решение практических задач,
и финансовая «подушка
направленных на планирование и учет
безопасности». Равноправие мужа и
семейных доходов и расходов
жены в решении финансовых вопросов,
открытость семейных финансов как
современные культурные нормы.
Основные статьи семейного бюджета.
Возможности использования
семьями услуг финансовых организаций
–
1
вклады, кредиты, инвестиции
Способы экономии семейного бюджета
Решение практических задач,
и статьи, на которых не следует
направленных на выявление
экономить. Карманные деньги детей.
рациональных способов расходования
Основные приоритеты детских
карманных денег
расходов и способы рационального
расходования детьми денежных
3
средств. Детские накопления
4.4
Красота своими
руками
1
и цели их использования
Красота, комфорт и уют в доме.
Важность совместных усилий
родителей и детей
в решении проблем определения
Игра «Красота и комфорт в доме» на
основе
предложенных карточек (иллюстрации,
предметы интерьера).
4
оптимального бюджета, выбора стиля
Составление облака слов по теме
оформления, материалов, технических
«Уют в доме»
решений и другого для обустройства
дома.
Проект обустройства дома – от идеи
до воплощения
Важность достижения договоренностей
Обсуждение презентации
в распределении ролей между
«Традиции обустройства дома
родителями и детьми для
(семейного хозяйства) в разных
поддержания чистоты
регионах России».
и порядка в доме. Традиции
Проектная деятельность по теме «Мой
обустройства дома в разных регионах
вклад в чистоту и порядок в доме».
России
Продолжение разработки
коллективной электронной
энциклопедии «Семья – наша
Итого по разделу
ценность»
5
Раздел 5 «Счастье быть вместе»
5.1
Взаимопонимание
поколений в семье
1
Здоровая семейная атмосфера как
Обсуждение пословиц,
залог устойчивости внутрисемейных
отрывков из художественных
отношений. Доминирующие
произведений,
5
положительные эмоции, тон общения,
видеосюжетов о семейной
настроение, взаимное доверие и
атмосфере. Обсуждение модели
открытость, взаимопомощь и
благоприятной психологической
поддержка
атмосферы в семье. Проектная
как важные составляющие супружеских
деятельность в рамках
и детско-родительских отношений.
Важность
темы «Многодетность как важный
6
благоприятного семейного
компонент благоприятной семейной
психологического климата для развития атмосферы»
ребенка в семье
и эмоционального состояния супругов.
Многодетность как важный компонент
5.2
Как справиться с
конфликтом?
Умение прощать.
2
благоприятной семейной атмосферы
Общение супругов друг с другом, а
также родителей с детьми, старших
детей
Обсуждение темы общения в семье
на основе презентации.
7
с младшими по поводу возникающих
Заполнение таблицы «Мое
разногласий как важнейшее правило
поведение в семье»
гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом
семьи своего поведения и манеры
общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
и отношения к родственникам
Умения прощать и просить прощения
Решение учебных кейсов,
как важные составляющие счастливой
направленных на поиск
семейной жизни. Компромиссы в
компромисса при зарождении
отношениях между супругами, между
конфликта в семье
родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта
8
5.3
Время
1
Совместная досуговая деятельность как
Составление перечня совместных
проведенное с
важный фактор сплочения семьи.
семейных дел на основе личного опыта
семьей (досуг
Разнообразие форм совместных
и анализа информации, предложенной
семьи)
семейных дел (уборка и ремонт
учителем
квартиры/дома; работа на
(в виде иллюстраций, видеосюжетов)
приусадебном участке и пр.),
оказывающих позитивное
и (или) негативное
воспитательное и
эмоциональное влияние на
детей
9
5.4
Здоровое питание в
семье
1
Здоровье членов семьи и его
Обсуждение важности здорового образа
роль в полноценной
жизни на основе презентации учителя
семейной жизни.
и личного социального опыта.
Здоровый образ жизни и его ключевые
Составление домашнего меню
составляющие: здоровое питание,
здоровый сон, гигиена,
физическая активность.
Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей
(фастфуд, полуфабрикаты, еда на
ходу, заказ готовой еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы
физического и психического
здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры
здорового
питания
0
Итого по разделу
5
Раздел 6. «Безопасность семьи»
6.1
В доме без
опасности.
1
Основные правила безопасного
Беседа о безопасном поведении дома.
поведения в быту, воспитывать
ответственное поведение в быту.
Осторожность, умение отвечать за свои
поступки.
6.2
Все ли можно есть.
Опасная еда
1
“ Еда, для здоровья. Как правильно
есть» : формировать представление об
основах правильного питания как
составляющих здорового образа жизни.
Просмотр мультфильма “Все ли можно
есть»
1
6.3
Все ли можно пить?
1
Опасные напитки
Уточнить знания детей о полезных
Провести эксперимент с кока-колой.
напитках, их значении для здоровья,
какие напитки приносят вред.
6.4
Смотри, не заболей!
1
Знакомство с различными видами
Профилактика
инфекционных заболеваний и способами
инфекций.
профилактики.
Итого по разделу
Работа с карточками. Работа в группах.
4
Раздел 7.Экология
дома.
7.1
Дом и хозяйство
2
Основные составляющие домашнего
Составить семейный бюджет.
2
(семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая
Типичные
функция
семьи.
проблемы обустройства
домашнего хозяйства у семей с детьми и
способы их решения. Плюсы и минусы
совместного проживания молодой
семьи с детьми вместе со своими
родителями или родственниками.
7.2
Как устроен дом.
1
Место проживания семьи и важность
Жизнь в малых и
его восприятия для супругов и детей
больших городах.
как своего «дома». Дом – это место
Рассмотреть процесс строительства дома.
защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты. Особенности и способы
обустройства семейного хозяйства в
больших и малых городах, в пригородах
и сельской местности
7.3
Очищение воды
(водопровод,сточны
1
Очистка воды- это комплекс мероприятий Изучение этапов очистки вод.
по удалению загрязнений из
3
е воды)
водопроводной сточных вод. Очистка
водопроводной воды включает
осветление, обесцвечивание и
обеззараживание. Очистка сточных водэто удаление загрязнений из бытовых и
промышленных сточных вод перед
выпуском их в водоем.
7.4
Вторая жизнь
1
металлов и стекла
Металл и стекло могут получить вторую
Изучение различных технологий в
жизнь благодаря переработки.
переработки металла и стекла.
Переработка позволяет не только
уменьшить количество отходов, но и
сохранить невосполнимые ресурсы.
7.5
Итоговое занятие
1
(викторина)
4
Итого по разделу
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5