Моя семья 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкого муниципального округа
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
Педагогический
совет
Протокол № 12 от
«19» августа
2025 года

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Плоскошская СОШ
__________________
Балакирева Д.А.
Приказ №148от «19»
августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности: «Моя семья»
6 класс

Лагусева Е.Н.
учитель истории и обществознания
1 категория
Срок реализации программы: 1 год

п. Плоскошь
2025 год

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка...............................................................................................3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Моя семья».................................................................................................................8
Личностные результаты..........................................................................................8
Метапредметные результаты................................................................................10
Предметные результаты........................................................................................13
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя семья»..................................15
Тематическое планирование.....................................................................................22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Моя семья» (далее –
программа) для 6 класса составлена на основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего

образования

(утвержден

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об

утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность

курса

внеурочной

деятельности

«Моя

семья»

в

современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных
программ

обучения

представителей

и

воспитания,

молодого

способствующих

поколения

формированию

приверженности

у

традиционным

российским духовно- нравственным ценностям, включая ценности крепкой
семьи,

укрепляющих

гражданское

единство

российского

общества,

направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации.
Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются
рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и
культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства,
в том числе посредством образования. Образование становится средством,

обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций
распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому
поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах
семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена,
прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных
институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности.
Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую
девальвируется
деструктивной

под

воздействием

идеологии.

В

негативного

этой

связи

влияния

формирование

элементов
в

сознании

обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из
основных задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Моя семья» для обучающихся 5–9 классов
продиктовано

важностью

целенаправленной

просветительской

и воспитательной деятельности, которая предполагает:
– осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности
в жизни современного человека;
– приобщение

к

системе

традиционных

духовно-нравственных

ценностей;
– формирование у обучающихся культуры семейных отношений,
уважения к старшим поколениям;
– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения
и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в
российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.
Приоритетное внимание в программе придается современным научно-

педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,
что его содержание предполагает:
– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных
отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,
влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового
и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального
жизненного опыта;
– развитие

практических

навыков

и

познавательных

интересов

обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой
многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных
отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную
для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование
просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности,
целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5-ых классов особой значимости института
семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической
памяти и преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему
поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,

в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины,
рождению и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии
семейных терминов;
– формирование у молодых людей основных представлений о семейной
жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
– осознание обучающимися системы российских семейных ценностей
и принятие их для построения собственной семьи в будущем;
– содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
– обеспечение

осознания

обучающимися

своей

гражданской

и

социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода
и семьи;
– содействие направленности обучающихся на создание крепкой,
счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
– обучение

основам

психологической

и

духовно-нравственной

безопасности в сфере семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Моя семья» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных
часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен
обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром
для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы
содержания

и

виды

деятельности

обучающихся

должны

быть

конкретизированы с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся.
Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью

выбора педагогомразличных вариантов учебно-методического обеспечения
курса,

а также с существующими условиями школьной информационно-

образовательной среды. Освоение программы курса может быть организовано
образовательной организацией во внеурочное время в следующих вариантах:
– для младших подростков (5–7 классы);
– для старших подростков (8–9 классы).
В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно
изучать только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание
программы курса внеурочной деятельности не ведет к нарушению его
содержательного единства и ориентирует педагогов на необходимость
учитывать особенности его преподавания в 8–9 классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать
как предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности
обучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной
специфики. Содержательные элементы программы позволяют организовать на
их

основе

практическую

и

поисково-исследовательскую

деятельность,

результаты которой могут быть использованы при реализации обучающимися
индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в
ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты
семейной

проблематики

экономические,

(исторические,

психологические,

социокультурные,

нравственные),

обучающимся ознакомиться с основами курса «Моя семья».

правовые,

позволяющие

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ СЕМЬЯ»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Моя семья»
направлена

на

обеспечение

достижения

обучающимися

личностных,

метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства
и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– осознание

российской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных
традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– ориентация

на

нравственного выбора
свое

моральные
в

семейных

ценности

и

отношениях,

нормы

в

ситуациях

готовность

оценивать

поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции

традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;

– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к созданию крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
5) физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения
в интернет-среде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи)

технологической

инициировать,

и

планировать

социальной
и

направленности,

самостоятельно

выполнять

способность
такого

рода

деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
– делать выводы с использованием

дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
– проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
– оценивать

на

применимость

и

достоверность

информацию,

полученную в ходе исследования;
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
– самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.

0

Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в соответствии с целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
– знать

и

распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций

и смягчать конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично

представлять

результаты

выполненного

исследования,

проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решений в группе);
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения);
– делать выбор и брать ответственность за решение.

1

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать

контекст

и

предвидеть

трудности,

которые

могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
– объяснять
деятельности,

причины

давать

оценку

достижения

(недостижения)

приобретенному

опыту,

результатов

уметь

находить

позитивное в произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
– регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

2

– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды

в достижение

результатов,

разделять

сферу ответственности

и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена

семьи,

важности

семьи

как

базового

социального

института;

социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании

и

значении

социальных

норм,

регулирующих

семейные

отношения, включая правовые нормы;
– осознание

значимости

крепкой

семьи,

брака

как

ценности

в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную

российскую

духовно-нравственную

ценность;

осознание

значимости семейных традиций в истории народов России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм

морали

и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
– умение

характеризовать

особенности

семейных

отношений

с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудиои видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций
своей семьи, для написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;

3

– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого
члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками,
в том числе со старшими членами семьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения
с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними
родственниками;
– умение решать в рамках изученного материала познавательные
и практические задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
– умение

анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными
финансами, в том числе при планировании семейного бюджета.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЯ СЕМЬЯ»

РАЗДЕЛ 1. «Ценности семьи»
Семья- семь «Я».
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени:
мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные
ценности.
Выбор

спутника

жизни.

Особенности

брачно-семейных

отношений.

Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье1. Семья и брак в
современном обществе.
Семейные ценности
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у
ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка
материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда
формирования

личности

ребенка,

его

духовно-нравственного

становления,

интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения.
Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для
саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное
взаимопонимание между родителями и детьми.
Традиции моей семьи
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения
в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т.
п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций.
Известные многодетные семьи.
Национальные традиции моей семьи.
У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые
передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. В
5

каждой семье эти традиции находят свое продолжение, и в каждой семье
стараются их хранить.
Этикет в семье
Происхождение слова «Этикет», правила семейного этикета. Правила этикета
возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения.

РАЗДЕЛ 2. «Семья — малая Церковь»
Святые семьи, Михаил Тверской и Анна Кашинская
Важность представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе
на примере семьи святых князей Михаила Тверского и Анны Кашинской.
Культурные семейные традиции
Углубление представлений учеников о ценности семьи и добрых традициях,
объединяющих родных и близких. Отмечать семейные праздники, проводить
свободное время вместе, называть детей в честь кого-то из членов семьи
Праздники мое семьи.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и др

РАЗДЕЛ 3. «Мои близкие»
Мужская забота о семье и доме.
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины
в семье. Отцовство.
Женская забота о семье и доме
Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка
как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей
и детей.
(мультипликация, кино, литература и др.)
6

Старшее поколение в семье.
Социальные роли в семье.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ
ролевых отношений в семье.
Моя родословная.
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила
его реконструкции (описания)
Я горжусь своими родными.
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых
и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей
и семейных традиций.

Раздел 4. «Семейный дом».
Уютный дом
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и
детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома.
Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между
родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции
обустройства дома в разных регионах России.
Семейные дела делаем вместе
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего
хозяйства у семей с детьми
и способы их решения.
Доходы и расходы семьи
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет
и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении
финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные
культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности
использования семьями услуг финансовых организаций –вклады, кредиты,
7

инвестиции
Красота своими руками
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект
обустройства дома – от идеи до воплощения. Важность достижения
договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для
поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных
регионах России

РАЗДЕЛ 5. «Счастье - быть вместе»
Взаимопонимание поколений в семье
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутри семейных
отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение,
взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные
составляющие

супружеских

и

детско-родительских

отношений.

Важность

благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка

в

семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы.
Как справиться с конфликтом? Умение прощать.
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с
младшими

по

поводу

возникающих

разногласий

как

важнейшее

правило

гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего
поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком
своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой
семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и
детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Время проведенное в семье (досуг семьи)
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
8

Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома;
работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или)
негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Здоровое питание семьи
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый
сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые
привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой
еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы физического и психического здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры здорового питания.

Раздел 6. «Безопасность семьи»
В доме без опасности.
Основные правила безопасного поведения в быту, воспитывать ответственное
поведение в быту. Осторожность, умение отвечать за свои поступки.
Все ли можно есть? Опасная еда.
“ Еда, для здоровья. Как правильно есть» : формировать представление об основах
правильного питания как составляющих здорового образа жизни
Все ли можно пить? Опасные напитки.
Уточнить знания детей о полезных напитках, их значении для здоровья, какие
напитки приносят вред.
Смотри , не заболей! Профилактика инфекций.
Знакомство с различными видами инфекционных заболеваний и способами
профилактики.

Раздел 7. «Экология дома»
Дом и хозяйство
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая

функция

семьи. Типичные

проблемы обустройства
9

домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы
совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями
или родственниками.
Как устроен дом. Жизнь в малых и больших городах.
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как
своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской местности.
Очищение воды (водопровод, сточные воды)
Очистка воды- это комплекс мероприятий по удалению загрязнений из водопроводной
сточных вод. Очистка водопроводной воды включает осветление, обесцвечивание и
обеззараживание. Очистка сточных вод- это удаление загрязнений из бытовых и
промышленных сточных вод перед выпуском их в водоем.
Вторая жизнь металлов (металл, стекло).
Металл и стекло могут получить вторую жизнь благодаря переработки. Переработка
позволяет не только уменьшить количество отходов, но и сохранить невосполнимые
ресурсы.
Итоговое занятие (викторина)

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование Количеств
разделов и тем

Программное содержание

о часов

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

курса внеурочной
деятельности
Раздел 1. «Ценности семьи»
.1

1Семья- семь «Я».

1

Семья в различные
исторические эпохи – от древности

презентации «Семья в различные

до современности: мотивы создания

исторические эпохи».

семьи и вступления в брак.
Семья и духовно-нравственные

.2

ценности

известных художников, посвященных
семье в разные исторические эпохи.

Особенности брачно-семейных

Создание плаката «Современная
семья».

мужчины, женщины и детей в семье.
1

Анализ репродукций картин

ценности. Выбор спутника жизни.
отношений. Изменение ролей

1Семейные

Беседа на основе

Семья и брак в современном обществе
Крепкая семья, основанная на любви,

Дискуссия на тему «Выбор
спутника жизни»
Беседа и создание схемы

как основа для формирования у ребенка «Значение семьи в жизни человека».
чувства безопасности и ощущения

Анализ предложенных ситуаций,
1

счастья.
Важность для ребенка

показывающих влияние семьи на
жизнь подростка

материальной и
психологической поддержки
со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка,

2

духовно-нравственного
становления, интеллектуального
роста, профессионального и
социального
1.3

Традиции моей семьи

1

самоопределения
Предания и традиции моей семьи.

Сопоставление иллюстраций,

Ценности семьи, передающиеся из

отражающих психологические

поколения

отношения родителей

в поколение. Семейная память и

и подростка (взаимное

семейная гордость. Семейные традиции доверие/недоверие; рациональная
и их разнообразие: семейный совет,
оценка/недооценка; поддержка и
воскресные
обеды, семейные спектакли,
семейные путешествия,
1.4

Национальные
традиции моей семьи

семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для
подражания и сохранения
семейных традиций.
Известные многодетные семьи.

сочувствие/равнодушие; адекватные
требования/неадекватные требования)
для создания правил выстраивания
отношений между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья –
наша ценность»

У каждого народа есть свои
3

национальные традиции и
обычаи, которые передаются из
поколения в поколения,
хранятся и приумножаются. В
каждой семье эти традиции
находят свое продолжение, и в
каждой семье стараются их
хранить.
1.5

Этикет в семье

1

Происхождение слова «Этикет»,
правила семейного этикета. Правила
этикета возникли в глубокой древности
как удобные и разумные формы
общения.

4

Итого по разделу

5

Раздел 2. «Семья — малая церковь»
2.1

Святые семьи
Михаил Тверской и
Анна Кашинская

1

Важность представления детей о
семье, как о людях, которые живут

Презентация «Жизнь княгини Анны
Кашинской»

вместе на примере семьи святых
князей Михаила Тверского и Анны
Кашинской.

2.2

Культурные
семейные традиции

1

Углубление представлений учеников о

Рассказать о традициях семьи.

ценности семьи и добрых традициях,

Проектная деятельность

объединяющих родных и близких.

«Предания и традиции моей

Отмечать семейные праздники,

семьи».

проводить свободное время вместе,

Практикум «Семейные традиции»

называть детей в честь кого-то из
членов семьи

5

2.3

Праздники моей
семьи

1

Важность семейных праздников
для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как
важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных

Конкурс проектов «Моя
любимая семейная игра».
Обсуждение результатов проектов.
Составление алгоритма проектирования
семейного праздника

игр, их плюсы и минусы.
Проектирование семейного
праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного
года,
спортивные достижения детей и др.)

6

путешествия, семейное чтение и
т. п. Достойные примеры для
подражания

и

сохранения

семейных традиций.
Итого по разделу

3

Известные многодетные семьи

Раздел 3 . «Мои
близкие»
3.1

Мужская забота о
семье и доме

1

Особая роль и ответственность

Обсуждение отрывков из

родителей в современной семье.

художественной литературы,

Роль мужчины

кинофильмов,

в семье. Отцовство.

мультипликационных фильмов
о гармоничных отношениях в семье.

3.2

Женская забота о
семье и доме

Создание облака слов на тему
Роль женщины в семье. Материнство.

«Ценности семьи»

Любовь, взаимное принятие и
поддержка как базовые ценности
взаимоотношений супругов между
собой, а также родителей и детей.
(мультипликация, кино, литература и
7

3.3

Старшее поколение в
семье

1

др.)
Бабушки и дедушки в семье.

Анализ

Доверительное, эмоционально теплое

воспитания».

общение внуков

предложение»: «Если бы я оказался на

с бабушками и дедушками.

месте своих родителей, то...»

кейсов

на
Игра

тему

«Стили

«Продолжи

Уважительное отношение к старшим
членам семьи.
Чувство благодарности старшим.
Почитание старших в семье. Забота о
пожилых членах семьи, помощь по
дому. Межпоколенное общение как
способ передачи и усвоения
накопленного старшими поколениями
жизненного опыта и духовнонравственных ценностей. Черты
семейного поведения, присущие
бабушкам и дедушкам,
и бесконфликтные стратегии их
восприятия.
3.4

Социальные роли в
семье

1

Для понимания семьи как социального
Беседа « о роли несовершеннолетнего в
института большое значение имеет анализ семье»
8

ролевых отношений в семье.

9

3.5

Моя родословная

1

Родословная моей семьи. Семейное

Составление родословных

(родовое) генеалогическое древо и

на основе предложенных

правила

учителем и/или

его реконструкции (описания

обучающимися макетов

0

3.6

Я горжусь

Многообразие родственных отношений.

Игра «Самое главное качество моего

своими

Важность поддержания добрых

родственника» на основе

родными

и уважительных родственных

родословной. Продолжение

отношений для сохранения

разработки коллективной электронной

межпоколенных связей

энциклопедии «Семья – наша

и семейных традиций

ценность»

Итого по разделу

1

6

Раздел 4. «Семейный дом»
4.1

Уютный дом.

1

Красота,

комфорт

и

уют

в

доме.

Важность совместных усилий родителей

Составление облака слов «Дом» на
основе ассоциаций.

и детей в решении проблем определения

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой

оптимального бюджета, выбора стиля

дом» или «Дом моей мечты»

оформления, материалов, технических
решений и другого для обустройства
дома. Проект обустройства дома – от
идеи

до

воплощения.

достижения

договоренностей

распределении
родителями

Важность

ролей
и

детьми

в

между
для

поддержания чистоты и порядка в
1

доме. Традиции обустройства дома в
разных регионах России.

4.2

Семейные дела
делаем вместе

1

Основные составляющие домашнего

Беседа на основе презентации

(семейного) хозяйства.

«Семейное хозяйство в разные

Хозяйственно- экономическая

исторические периоды развития

функция семьи.

России».

Типичные проблемы обустройства

Разработка правил рачительного

домашнего хозяйства у семей с детьми

ведения домашнего хозяйства

и способы их решения. Плюсы и минусы

2

совместного проживания молодой семьи
с детьми вместе со своими
родителями или родственниками
4.3

Доходы и расходы
семьи

1

Важность планирования и учета семейных Анализ схемы «Семейный бюджет».
доходов и расходов. Семейный бюджет Решение практических задач,
и финансовая «подушка

направленных на планирование и учет

безопасности». Равноправие мужа и

семейных доходов и расходов

жены в решении финансовых вопросов,
открытость семейных финансов как
современные культурные нормы.
Основные статьи семейного бюджета.
Возможности использования
семьями услуг финансовых организаций
–
1

вклады, кредиты, инвестиции
Способы экономии семейного бюджета

Решение практических задач,

и статьи, на которых не следует

направленных на выявление

экономить. Карманные деньги детей.

рациональных способов расходования

Основные приоритеты детских

карманных денег

расходов и способы рационального
расходования детьми денежных
3

средств. Детские накопления
4.4

Красота своими
руками

1

и цели их использования
Красота, комфорт и уют в доме.
Важность совместных усилий
родителей и детей
в решении проблем определения

Игра «Красота и комфорт в доме» на
основе
предложенных карточек (иллюстрации,
предметы интерьера).

4

оптимального бюджета, выбора стиля

Составление облака слов по теме

оформления, материалов, технических

«Уют в доме»

решений и другого для обустройства
дома.
Проект обустройства дома – от идеи
до воплощения
Важность достижения договоренностей

Обсуждение презентации

в распределении ролей между

«Традиции обустройства дома

родителями и детьми для

(семейного хозяйства) в разных

поддержания чистоты

регионах России».

и порядка в доме. Традиции

Проектная деятельность по теме «Мой

обустройства дома в разных регионах

вклад в чистоту и порядок в доме».

России

Продолжение разработки
коллективной электронной
энциклопедии «Семья – наша

Итого по разделу

ценность»

5

Раздел 5 «Счастье быть вместе»
5.1

Взаимопонимание
поколений в семье

1

Здоровая семейная атмосфера как

Обсуждение пословиц,

залог устойчивости внутрисемейных

отрывков из художественных

отношений. Доминирующие

произведений,
5

положительные эмоции, тон общения,

видеосюжетов о семейной

настроение, взаимное доверие и

атмосфере. Обсуждение модели

открытость, взаимопомощь и

благоприятной психологической

поддержка

атмосферы в семье. Проектная

как важные составляющие супружеских

деятельность в рамках

и детско-родительских отношений.
Важность

темы «Многодетность как важный

6

благоприятного семейного

компонент благоприятной семейной

психологического климата для развития атмосферы»
ребенка в семье
и эмоционального состояния супругов.
Многодетность как важный компонент
5.2

Как справиться с
конфликтом?
Умение прощать.

2

благоприятной семейной атмосферы
Общение супругов друг с другом, а
также родителей с детьми, старших
детей

Обсуждение темы общения в семье
на основе презентации.

7

с младшими по поводу возникающих

Заполнение таблицы «Мое

разногласий как важнейшее правило

поведение в семье»

гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом
семьи своего поведения и манеры
общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
и отношения к родственникам
Умения прощать и просить прощения

Решение учебных кейсов,

как важные составляющие счастливой

направленных на поиск

семейной жизни. Компромиссы в

компромисса при зарождении

отношениях между супругами, между

конфликта в семье

родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта

8

5.3

Время

1

Совместная досуговая деятельность как

Составление перечня совместных

проведенное с

важный фактор сплочения семьи.

семейных дел на основе личного опыта

семьей (досуг

Разнообразие форм совместных

и анализа информации, предложенной

семьи)

семейных дел (уборка и ремонт

учителем

квартиры/дома; работа на

(в виде иллюстраций, видеосюжетов)

приусадебном участке и пр.),
оказывающих позитивное
и (или) негативное
воспитательное и
эмоциональное влияние на
детей

9

5.4

Здоровое питание в
семье

1

Здоровье членов семьи и его

Обсуждение важности здорового образа

роль в полноценной

жизни на основе презентации учителя

семейной жизни.

и личного социального опыта.

Здоровый образ жизни и его ключевые

Составление домашнего меню

составляющие: здоровое питание,
здоровый сон, гигиена,
физическая активность.
Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей
(фастфуд, полуфабрикаты, еда на
ходу, заказ готовой еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы
физического и психического
здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры
здорового
питания

0

Итого по разделу

5

Раздел 6. «Безопасность семьи»
6.1

В доме без
опасности.

1

Основные правила безопасного

Беседа о безопасном поведении дома.

поведения в быту, воспитывать
ответственное поведение в быту.
Осторожность, умение отвечать за свои
поступки.

6.2

Все ли можно есть.
Опасная еда

1

“ Еда, для здоровья. Как правильно
есть» : формировать представление об
основах правильного питания как
составляющих здорового образа жизни.

Просмотр мультфильма “Все ли можно
есть»

1

6.3

Все ли можно пить?

1

Опасные напитки

Уточнить знания детей о полезных

Провести эксперимент с кока-колой.

напитках, их значении для здоровья,
какие напитки приносят вред.

6.4

Смотри, не заболей!

1

Знакомство с различными видами

Профилактика

инфекционных заболеваний и способами

инфекций.

профилактики.

Итого по разделу

Работа с карточками. Работа в группах.

4

Раздел 7.Экология
дома.
7.1

Дом и хозяйство

2

Основные составляющие домашнего

Составить семейный бюджет.
2

(семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая
Типичные

функция

семьи.

проблемы обустройства

домашнего хозяйства у семей с детьми и
способы их решения. Плюсы и минусы
совместного проживания молодой
семьи с детьми вместе со своими
родителями или родственниками.
7.2

Как устроен дом.

1

Место проживания семьи и важность

Жизнь в малых и

его восприятия для супругов и детей

больших городах.

как своего «дома». Дом – это место

Рассмотреть процесс строительства дома.

защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты. Особенности и способы
обустройства семейного хозяйства в
больших и малых городах, в пригородах
и сельской местности
7.3

Очищение воды
(водопровод,сточны

1

Очистка воды- это комплекс мероприятий Изучение этапов очистки вод.
по удалению загрязнений из

3

е воды)

водопроводной сточных вод. Очистка
водопроводной воды включает
осветление, обесцвечивание и
обеззараживание. Очистка сточных водэто удаление загрязнений из бытовых и
промышленных сточных вод перед
выпуском их в водоем.

7.4

Вторая жизнь

1

металлов и стекла

Металл и стекло могут получить вторую

Изучение различных технологий в

жизнь благодаря переработки.

переработки металла и стекла.

Переработка позволяет не только
уменьшить количество отходов, но и
сохранить невосполнимые ресурсы.
7.5

Итоговое занятие

1

(викторина)

4

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».