Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
Рекомендована к рассмотрению на
педагогическом совете
Зам. директора по ВР
«УТВЕРЖДАЮ» :
Королькова Н.П.
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 11от 19.08.2025 г.
Директор______Д.А.Балакирева
Приказ № 148 «19» августа 2025г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Уровень: стартовый уровень
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Автор-составитель:
Никитина Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
п.Плоскошь, 2025 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Введение
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Шахматы»
разработана в 2025 году.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности
ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное
средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает навыки самоорганизации, умение
ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, прививает чувство ответственности за принятое
решение. Еще более важным в наше время является то, что с помощью шахмат человек может
научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре
каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме
того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт
позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания. Процесс обучения азам
шахматной игры способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления,
суждений, умозаключений. Игра в шахматы учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как
усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность,
изобретательность и др.
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой, поскольку безграничное
богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей
всех возрастов и культурных уровней.
Велика роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности
действовать в уме, развитии наглядно-образного и логического мышления, воспитании
усидчивости, внимательности, вдумчивости, целеустремленности. Ребенок, обучающийся этой игре,
становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше
успевают в школе, особенно по точным наукам.
Дети, проявляя живой интерес к игре, познают дух соперничества и соревнования. Юный
шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к
цели. Развитое логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя
чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному
развитию.
Нормативно-правовое обоснование разработки программы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский Федерации» (с
изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от
29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ
от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года»).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28.
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей».
10. Устав МБОУ Плоскошская СОШ;
Направленность программы
Настоящая программа имеет физкультурно-спортивную направленность
Актуальность и новизна программы
Программа разработана в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами и
реализуется в процессе обучения
Актуальность программы
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально,
владеющей культурой социального самоопределения является одной из главных задач физкультурноспортивного направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в
социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к
знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На
занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к
начальному, стартовому уровню обучения
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой
области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала для игры в шахматы.
Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной
логикой и неординарным игровым миром, работающим по строгим законам. Однако преимущество
игры заключается в том, что данные законы в большинстве случаев можно нарушать (речь идет не о
правилах шахмат), в результате чего нарушитель получает победу. Феномен шахмат заключается в
развитии нестандартного мышления.
Способности – это индивидуально - психологические особенности, являющиеся субъективными
условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к
имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам, и обнаруживаются в быстроте, глубине
прочности овладения способами и приемами деятельности.
Творческие способности – это высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать
нечто новое, оригинальное.
Образовательно-воспитательный процесс выстраивается с использованием материальнотехнического оснащения учебного кабинета, оборудованного для занятий шахматами.
Материал программы базируется на знаниях, полученных при изучении в школе предметов:
математике и информатике. Аналитические навыки, развиваемые шахматами, так же полезны для
изучения естественных наук.
Практическая подготовка обучающихся при изучении некоторых тем программы и выполнении
практических заданий базируется на умениях и навыках, способствует развитию памяти,
концентрации внимания.
Основное внимание уделяется формированию терпению, усидчивости и умению принимать решение
под давлением ,что полезно в различных жизненных ситуациях.
Новизна и оригинальность программы заключается в разработке и использовании на занятиях
педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных
программ по шахматам, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности
учащихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в воспитании и развитии памяти,
мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебнотренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и
коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом
возрастных особенностей и закономерностей развития.
Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в
процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на совершенствование у обучающихся
многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На
протяжении всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями:
анализом и синтезом, сравнением, обоснованием выводов, развивают способность самостоятельного
переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного
материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие объемы
информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У обучающихся формируются
навыки самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и
др.
Адресат программы
Возраст учащихся, на который ориентирована программа, от 8-9 лет. В объединении могут
обучаться как девочки, так и мальчики без степени предварительной подготовки и уровня
образования и без наличия способностей, но имеющих желание овладеть знаниями и техникой игры
в шахматы. Количественный состав объединения – от 10 человек.
Зачисление учащихся на обучение по программе «Шахматы» осуществляется на основании
заявления родителей (законных представителей)
Условия набора детей в объединение
Противопоказаний по физическому здоровью и других причин отказа в обучении ребенка (кроме
выхода за рамки указанного в программе возраста) для освоения программы нет. При работе с
обучающимися, имеющими особенные возможности здоровья, ряд занятий вне учебной аудитории
могут быть заменены на другую форму работы, позволяющую усвоить необходимый материал.
Срок освоения программы и её объём
Режим занятий
Рабочая программа дополнительного образования “Шахматы” рассчитана для детей первого года
обучения, на1 год и 1 час в неделю, Общее количество часов .запланированных на учебный год-34
часа. Предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту
Полный
курс программы рассчитан в объеме 34 часа (34 учебных недель)
Занятия проводятся по 45 минут
Наполняемость группы 10 -12 человек
Формы и методы реализации программы или
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения
-очная;
При очной форме реализации программы занятия проходят в учебном заведении в классе или
группе под руководством преподавателя.
Формы занятий зависит от возраста и уровня подготовки учеников
Формы организации занятий: групповые и индивидуальные занятия, лекции, практические
занятия, разбор партий ,турниры и соревнования ,а так же самостоятельную работу. При выборе
формы организации важно учитывать возраст, уровень подготовки и цели подготовки учеников, а
так же использовать разнообразные методы для поддержания интереса и мотивации в обучении
Методы:
Для достижения эффективности образовательного процесса применяются следующие методы
обучения: теоретические и практические . Основные методы включают изучение правил и
принципов игры, анализ партий и решение шахматных задач,
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель: формирование у юного шахматиста деятельностной компетенции: освоение навыков
стратегии, тактики и техники игры в шахматы.
Данная цель может быть достигнута через осуществление следующих задач:
Образовательные (обучающие)
-сформировать устойчивый интерес младших школьников к игре в шахматы;
-способствовать освоению детьми основных шахматных понятий шахматная доска, шахматное
поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация,
взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат,
мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.);
-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, обучать учащихся во
время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
- научить обучающихся взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий,
а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
-обеспечить успешное овладение
шахматной партии;
обучающимися основополагающих принципов ведения
- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за
шахматной доской;
- научить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Развивающие
-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения
учебной задачи;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности младшего школьникам приобщать
ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- создавать условия для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
Воспитательные:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих
силах, самостоятельность в принятии решений.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Название
раздела, темы
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1.
Сведения из истории шахмат
1
1
-
2.
Базовые понятия шахматной игры
29
4
25
3.
Соревнования
3
-
3
4
Итогово-обобщающее
занятие.
Итоговая аттестационная работа.
1
-
1
Итого:
34
5
29
Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
Рефлексия
Аттестационная
работа(соревнован
ия)
Содержание учебного плана:
Тема1.Сведения из истории шахмат (1 час)
Теория: Знакомство с программой, целями и задачами объединения на год, правилами поведения.
Практика:
Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2.. Базовые понятия шахматной игры ( 29 час)
Теория: Знакомство с историей шахмат. Изучение поля битвы, обозначения полей, основ шахматной
нотации
Знакомство с шахматными фигурами. Ценность фигур. Изучение начальных позиций пешек и фигур,
ходов пешек и тяжелых фигур, приема «рокировка», взятия фигур, общих правил взятия фигур.
Изучение шаха и мата, пата.
Практика:
Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, анализ наиболее
часто повторяющихся ошибок.
Тема 3. Соревнования( 1час)
Теория: Повторение основных правил и понятий игры в шахматы.
Проведение и разбор консультационных турниров. Анализ ошибок консультационных турниров.
Знакомство с блиц-турнирами, разбор блиц-турниров, анализ ошибок блиц-турниров.
Практика:
Игровая практика на компьютере с применением ранее изученных тем. Разбор партий по
компьютерным шахматным программам.
Тема 4.Итогово-обобщающее занятие (1 часа)
Теория: Обобщение итогов обучения по программе.
Практика: Итоговая аттестационная работа.
1.4. Планируемые результаты и формы аттестации
Результат реализации программы Программа курса «Шахматы в школе» предусматривает
достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определенных результатов –
личностных, метапредметных, предметных.
1.4.1. Планируемые результаты реализации программы:
В ходе реализации полного курса Программы, обучающиеся смогут
-уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король) правила хода и взятия каждой
фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
- ориентироваться на шахматной доске;
-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил
шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать цену каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов
партнера.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы следующие качества
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы действия:
Регулятивные УУД:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее
реализации;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
-правила игры, стадии партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа,
наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии, простейшие приемы выигрыша
пешки, понятия «угроза», «шах», «мат»,«рокировка», «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль»,
«этюд»
Обучающиеся будут уметь:
-ориентироваться на игровой доске, грамотно называть и располагать фигуры, правильно их
расставлять перед игрой; правильно помещать доску между партнерами, применять правила игры и
играть фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- на практике рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размеры,
проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них,
доводить до конца простые выигрышные окончания,выигрывать окончания партии, решать
одноходовые и двухходовые задачи, играть втурнирах по шахматам
Обучающиеся будут владеть:
информацией, представленной в виде текста, рисунков, схем, сравнивать, находить общее и различие
1.4.2. Формы аттестации
Результативность усвоения программы с достижением поставленных цели задач и проводится с
помощью системы педагогической диагностики: входная, промежуточная (по итогам каждого
занятия в форме учебного отчета), итоговая (в форме соревнований).
Входная диагностика при полном курсе Программы проводится в форме собеседования
Формы промежуточного контроля:
-подведение итогов занятия проводятся в виде собеседования. Обучающиеся дают без подготовки
развёрнутый ответ по одной из ключевых тем учебной программы
-подведение итогов реализации программы проводится в форме зачёта. Оценка уровня успешности
обучающихся при проведении зачёта осуществляется по двухбальной шкале «зачёт», «незачёт»
Итоговый контроль и рейтинговый анализ деятельности
Подведение итогов реализации программы проводится на последнем итогово-обобщающем занятии
в форме итогового шахматного турнира.
Одним из показателей результативности реализации программы является сохранность контингента
детей.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
занятий
1
год Сентябрь
обучения
01.09.202
5
Дата
окончани
я занятий
Май
Кол-во
Колучебных во
недель
дней
34
30.05.202
5
Колво
часов
34
Режим занятий (колво
и
продолжительность
занятий в неделю)
1 раз в неделю
по 45 минут
2.2. Календарно-тематический план
№
п\п
1
Название раздела, темы занятия
Знакомство с шахматной доской
Количество часов
Дата по Дата по
факту
Всего Теория Практ плану
ика
1
1
0
2
Шахматная доска
1
1
0
3
Знакомство с шахматными фигурами
1
1
0
4
Знакомство с шахматными фигурами
1
0
1
5
Начальное положение
1
0
1
6
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.
1
1
7
Ладья в игре.
1
1
8
Знакомство с шахматной фигурой. Слон.
1
9
Слон в игре.
1
1
10
Ладья против слона.
1
1
11
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
1
1
12
Ферзь в игре.
1
1
13
Ферзь против ладьи и слона.
1
1
14
Знакомство с шахматной фигурой. Конь.
1
1
15
Конь в игре.
1
16
Конь против ферзя, ладьи слона.
1
1
17
Знакомство с пешкой.
1
1
18
Пешка в игре.
1
1
19
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
1
1
20
Знакомство с шахматной фигурой. Король.
1
1
21
Король против других фигур.
1
1
22
Шах.
1
1
23
Шах.
1
1
24
Мат.
1
1
25
Мат
1
1
26
Ставим мат.
1
1
27
Ставим мат.
1
1
28
Ничья, пат.
1
1
29
Рокировка.
1
1
1
1
0
0
30
Рокировка.
1
1
31
Шахматная партия.
1
1
32
Шахматная партия.
1
1
33
Повторение программного материала.
1
1
34
Резервное занятие
1
1
34
5
29
2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Условия эффективной реализации образовательной программы:
2.3.1. Кадровые:
- педагог дополнительного образования, имеющий
(физкультурно-спортивного
направления),
систематически
профессиональной квалификации.
профильное образование
повышающий
уровень
2.3.2. Материально-технические и методические материалы:
Адрес осуществления образовательной деятельности:
172870 Тверская обл. п.Плоскошь, ул.первомайская д.1
Учебный кабинет расположен в здании МБОУ Плоскошская СОШ и соответствует
требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилами. Помещение
имеет
Для успешной реализации программы имеется следующее
материально-техническое и
методическое обеспечение программы:
Материалы, оборудование
Методические
разработки
Дидактический,
информационный,
справочный материалы на
различных носителях
Компьютер и мультимедийное Лекционный материал по 1.Правила
оборудование, классная доска
темам раздела
безопасности
техники
2.Правила игры в шахматы
Оборудование:
настенные
шахматные доски;
наборы настольных шахмат
3. Презентации
4 Литература
5.Интернет-ссылки:www.za –
paptoi.ru, festival.1september.ru,
mamapapa –avh.ru.
2.4. Рабочая программа воспитания
В соответствии с Уставом МБОУ Плоскошская СОШ и Программ воспитания образовательных
организаций , которые регламентируют порядок разработки и реализации рабочих программ на
учебный год, рабочая программа воспитания в объединении разрабатывается ежегодно в
соответствии с календарным планированием мероприятий, проводимых в рамках обще
учрежденческих воспитательных программ, целями и задачами воспитательной работы,
проводимой в каждой группе, и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся.
Воспитательная деятельность является важной составной частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «шахматы» и направлена на развитие
личности обучающегося в сфере социально-педагогической направленности, способствует
формированию личности ребёнка как члена коллектива.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к жизни в
обществе, организацию свободного времени. Реализация программы содействует развитию детской
социальной инициативы, овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию на
ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности человека.
Цель воспитания:
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного
уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям
Задачи воспитания:
- Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается
информированием детей и организацией общения между ними.
- Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через
вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей.
- Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают
формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и
действиям других людей
Воспитательная деятельность заключается в организации работы с обучающимися
непосредственно во время учебных занятий и внеучебных мероприятиях, в соответствии с
общешкольными направлениями организации воспитательной деятельности посредством
организации творческого общения и взаимодействия кружковцев в рамках Календарного Плана
внутрикружковой воспитательной деятельности
Активные формы воспитательной деятельности:
- ценностного отношения к региональной и местной культуре, уважения к историческому и
культурному наследию народов России, памятникам героям и защитникам Отечества;
- уважения к ценностям, святыням традиционных религий народов России;
- культуры общения, взаимопомощи, этнической культуры;
- трудолюбия и уважения к труду, к трудящимся, результатам труда;
-экологической культуры, навыков охраны природы, сбережения природных
ресурсов;
-стремления и умения применять научные знания в природной среде;
- установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих
возможностей и здоровья;
-установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни;
- готовность брать на себя ответственность за достижения общих целей;
- настойчивости, последовательности, принципиальности.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
-уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король) правила хода и взятия каждой
фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
- ориентироваться на шахматной доске;
-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил
шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать цену каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и
ходов партнера.
Оценка уровня воспитанности обучающегося осуществляется по следующим уровням
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер, так как
программа направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему
познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала.
Предусматривает выполнение разбора партий, умение играть по всем турнирным
профессиональным правилам, выполнение игровых логических заданий.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс
методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень
сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных
способностей, рост личностного и социального развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это
даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить
для каждого обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной
информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных
задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при
отслеживании результатов работы.
№
Виды контроля
1
Предварительный
контроль
Контролируемые знания, умения,
навыки
Шахматная доска, шахматные
фигуры, их ходы, шахматная
нотация, элементы шахмат-
Форма контроля
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.
ной партии.
2
Текущий контроль
Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.
3
Промежуточная
аттестация
Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.
4
Итоговый контроль
Основы шахматной тактики,
участие в турнире, использование
шахматной литературы.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.
2.5. Информационные источники и литература
Литературные источники
1. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. – М., 1996.
2. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
3. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
4. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
5.Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
6. Журавлев Н.И. Шаг за шагом, М. «Просвещение», 1986
7.Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: ООО «Издательсто Астрель», 2001
8. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе 1
класс- Москва Просвещение 202
Интернет-ресурсы
1. www.za –paptoi.ru, festival.1september.ru, mamapapa –avh.ru.
Литература для учащихся:
1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература,
1985.
2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 2019.;
3.Бондаревский И. «Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 2015;
4.Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 2019;
5. Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 2018
2.6. Приложения
Приложение 1
Календарный план воспитательной работы
№ п\
п
Название события,
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
1
Праздник шахматных
фигур
25.09
Праздник на
уровне школы
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
2.
Наши ловкие шаги
16.10
Праздник на
уровне школы
Фото материал
3
Праздник ладья
против слона
20.11
Праздник на
уровне школы
Фото материал
4
Конь против ферзя,
ладьи слона.
10.01
Праздник на
уровне школы
Фото материал
5
Король против
других фигур.
14.02
Праздник на
уровне школы
Фото материал
6
Ничья, пат.
12.04
Праздник на
уровне школы
Фото материал
7
Соревнования по
шахматам
24.05
Праздник на
уровне школы
Фото материал