Волейбол

Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
Рекомендована к рассмотрению на

педагогическом совете
Зам. директора по ВР

«УТВЕРЖДАЮ» :

Королькова Н.П.

Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 11от 19.08.2025 г.

Директор______Д.А.Балакирева

Приказ № 148 «19» августа 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

Уровень: стартовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Автор-составитель:
Никитина Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

п,Плоскошь 2025 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Введение

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» разработана в
соответствии с локальными актами МБОУ Плоскошская СОШ «Муниципальное бюджетное
образовательное
учреждение
Плоскошская
СОШ»:
-Положением
о
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программах. Программа дополнительного образования
детей по виду спорта «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность по содержанию
соответствует стартовому уровню обучения.
Нормативно-правовое обоснование разработки программы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ
от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. N
678-р;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685» (рзд.VI. Гигиенические нормативы
по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
9. Устав МБОУ Плоскошская СОШ
Направленность программы
Настоящая программа имеет Физкультурно-спортивную направленность
Актуальность и новизна программы
Актуальность программы

Данная программа составлена для детей 14-17 лет.
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью,
широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно,
подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это
легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий волейболом. Программа направлена на
создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству,
обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения,
целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных
физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств,
формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют
личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство
ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в
быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий,
направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности,
действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе
спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых
действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление
разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения
управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы,
а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, волейбол, как
спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить
внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития
организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными
нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему
призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение
потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Обоснование новизны программы в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя
посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид
спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой,
представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического
развития.
Отличительные особенности программы
Дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач. Строгая
регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Постоянный состав
занимающихся и их возрастная однородность. Использование разнообразных организационных форм,
средств, методов и приемов. Гибкая информационная система контроля знаний, умений и навыков.
Планирование учебных занятий секции согласовано с общим планом физкультурно-массовой работы
школы. Основной формой занятия является спортивная тренировка. Занятия по данной
дополнительной общеразвивающей программе возможно как в очном формате, так и с применением
обучения в дистанционном формате.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» относится к начальному, стартовому уровню обучения и является краткосрочной или
одногодичной. Программа предусматривает решить проблему занятости свободного времени детей,
формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области
физической культуры и спорта.
Программа ориентирована на детей 14-17 лет.
Образовательно-воспитательный процесс выстраивается с использованием материально-технического
оснащения спортивного зала
Материал программы базируется на знаниях, полученных при изучении
культура

предмета физическая

Практическая подготовка обучающихся при изучении некоторых тем программы и выполнении
практических заданий базируется на умениях и навыках полученных на уроках физической культуры
Новизна и оригинальность программы заключается в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом
спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой
инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь
увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического
воспитания и всестороннего физического развития
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет решить проблему
занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса
детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей в возрасте 14-17 лет
Условия набора детей в объединение
Противопоказаний по физическому здоровью и других причин отказа в обучении ребенка (кроме
выхода за рамки указанного в программе возраста) для освоения программы нет. При работе с
обучающимися, имеющими особенные возможности здоровья, ряд занятий вне учебной аудитории
могут быть заменены на другую форму работы, позволяющую усвоить необходимый материал.
Срок освоения программы и её объём
Режим занятий
Срок освоения программы и её объем выбираются в зависимости от объёма материала
Продолжительность занятий установлена на основании СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи. Продолжительность одного занятия - 45 минут
Полный курс программы рассчитан на один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю. За
учебный год-34 уч.занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин.
Наполняемость группы 10 -12 человек.
Формы и методы реализации программы и особенности организации
образовательного процесса
Форма обучения выбирается в зависимости от условий реализации программы:
-очная
Формы занятий:
- основная – комбинированное (лекция (теоретическая часть) + практическая деятельность;
- самостоятельные наблюдения;

- самообразование
Формы организации занятий:
-Словесный – подача нового материала;
-Наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир.
-Практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий.
-Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.
-Метод стимулирования познавательного интереса.
-Наблюдение и анализ
-Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов,
схем, картин, зарисовок и т.д.
Практические и теоретическое
Методы:
Для достижения эффективности образовательного процесса применяются следующие методы
обучения:
-Словесный – подача нового материала;
-Наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир.
-Практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий.
-Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.
-Метод стимулирования познавательного интереса.
-Наблюдение и анализ
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель: формирование интереса обучающихся к занятиям физической культурой и популяризация игры
в волейбол.
Данная цель может быть достигнута через осуществление следующих задач:
Образовательные (обучающие)
· Обучить детей техническим приемам волейбола;
·дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
-обучить детей техническим и тактическим приёмам волейбола· научить правильно, регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие
· Развить координацию движений и основные физические качества.
·способствовать повышению работоспособности обучающихся,
· Развивать двигательные способности,
· Формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во
время игрового досуга.

Воспитательные
Воспитывать дисциплинированность и организованность. Конкретизировать задачу можно,
например, через требование быстрого построения и сдачи рапорта в начале урока, хорошего
выполнения обязанностей дежурных и старших в группе.
Воспитывать коллективизм. Задача может быть дифференцирована в виде частных задач:
«Воспитывать ответственность учащихся перед классом за результаты своего труда»
Воспитывать бережное отношение к спортивному инвентарю. Частные задачи: объяснить правила
обращения со снарядами, поручить их подготовку и уборку, проверить выполнение правил
1.3.Содержание программы
Учебный план
№ п/п

Название темы

Количество часов
Всего
Теория

1

Основы знаний

2

1

1

Форма
проведения
промежуточной
аттестации
Рефлексия

2

Освоение техники
перемещений

2

1

1

тестирование

3.

Приём. Передача.
Подача мяча.

6

1

5

4.

Нападающий удар.
Блокирование.

7

1

6

5.

Тактика игры в
нападении.

10

1

9

6.

Тактика игры в
защите.

4

1

3

7.

Организация и
проведение
соревнований

3

-

3

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы
тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы
тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы
тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

Практика

Итого

34

6

28

Содержание учебного плана:
Вводное занятие (2 час)
Теория: основы знаний
Практика: Знакомство с правилами поведения во время теоретических и практических занятий (в
учебном кабинете- спортивном зале, на улице)
Тема 2. Освоение техники перемещений .( 2 час)
Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных
качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача
сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя
прямая подача. Верхняя прямая подача. Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя
передача мяча.
Практика: Отработка приемов.
Тема 3. Приём. Передача. Подача мяча. ( 6 час)
Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя
сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Передачи в
четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу
двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к
цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча
с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча
с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием
мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол.
Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).
Тема 4 Нападающий удар. Блокирование.. (7 час)
Практика: Прямой нападающий удар из зоны 4 и 2.Учебно–тренировочная игра в волейбол.
Нападающий удар из зоны 6, 5,1. Учебная игра в волейбол.
Вторая передача из зоны 3взоны 2,4,6. Игра по заданию
Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование.
Учебная игра в волейбол.
Индивидуальное блокирование. Перемещение блокирования. Игра у сетки. Блокирование.
Тренировка нападения и блокирование. Учебная игра.
Нападающий удар с поворотом туловища.
Групповое блокирование.
Учебная игра.
Тема 5, Тактика игры в нападении. (10 час)
Практика: Индивидуальные тактические действия в нападении.
Верхняя прямая подача по определенным зонам.
Неожиданные передачи мяча на сторону соперника.
Учебно–тренировочная игра по заданию.
Групповые тактические действия в нападении.
Взаимодействие игроков зоны 3 из зоны 6.

Взаимодействие игроков зоны 3изоны 2.
Учебно–тренировочная игра по заданию.
Нападение тактические действия без изменения позиций игроков.
Действия игроков передней линии при нападении.
Действия игроков передней линии в защите.
Учебно–тренировочная игра по заданию.
Учебная играв5партий.Тактика игры в нападении.
Тактика игры в нападении с изменением позиций игроков.
Учебно–тренировочная игра по заданию.
Тема 6. Тактика игры в защите. (4 час)
Практика: Система игры в защите «углом вперед». Игра в защите.
Приём нападающих ударов и страховка.
Игра в защите на задней линии.
Страховка. Приём мячей после обманных ударов.
Тема 7. Организация и проведение соревнований (3час)
Практика: Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями.
Соревнования смешанных команд по «Волейболу».
Турнир по волейболу.
Товарищеские встречи между командами близлежащих школ. Соревнования смешанных команд по
«Волейболу
1.4. Планируемые результаты и формы аттестации
Результат реализации программы учащиеся будут знать расстановку игроков на поле, правила
перехода игроков по номерам, правила игры в мини-волейбол, правила счета по партиям.
Уметь выполнять перемещения и стойки ,приём и передачу мяча сверху двумя руками ,снизу над
собой и на сетку мяча, нижнюю подачу с 5-6 метров, выполнять падение
Формы аттестации могут быть разными:
-Тестовые , контрольные, срезовые задания(устный опрос, письменный опрос, тестирование)
- Контрольные игры и соревнования(соревнования по волейболу, установка игрокам перед
соревнованиями, разбор проведённых игр)
-Контрольные испытания(сдача контрольных нормативов)
1.4.1. Планируемые результаты реализации программы:
По окончании учебного года, обучающиеся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширять представление о технических приемах в волейболе;
3.Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
4.Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техник и перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
8. Освоить технику верхних передач;
9. Освоить технику передач с низу;
10. Освоить технику верхнего приема мяча;

11. Освоить технику нижнего приема мяча;

Освоить технику подачи мяча снизу
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы следующие качества личности:


Использование волейбола для удовлетворения индивидуальных интересов, достижения личностно
значимых результатов в физическом совершенстве.



Знание истории возникновения волейбола.



Навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни.



Готовность и способность к саморазвитию и самообучению, готовность к личностному
самоопределению.



Уважительное отношение к иному мнению.



Овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками.



Этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей.



Положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями.



Дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.



Навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат.



Оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы действия:
Регулятивные УУД:



Определение и формулировка цели деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно.



Проговаривание последовательности действий.



Высказывание предположения (версии) на основе задания, работа по плану, предложенному учителем,
а в дальнейшем — самостоятельное планирование деятельности.



Совместная с учителем и другими воспитанниками эмоциональная оценка деятельности команды на
занятии.
Коммуникативные УУД:







Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе, в том числе лидера, исполнителя, критика.
Демонстрировать навык работы в связке с партнёрами и умение разрешать конфликты на основе
согласования позиций.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:



Знание особенностей зарождения и истории волейбола.



Знание о физических качествах и правилах их тестирования.



Выполнение упражнений по физической подготовке в соответствии с возрастом.



Владение тактико-техническими приёмами волейбола.



Знание основ личной гигиены.



Знание причин травматизма при занятиях волейболом и правил его предупреждения.



Владение основами судейства игры в волейбол.



Умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку.



Умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Обучающиеся будут уметь:
расстановку игроков на поле;
перемещения и стойки;





правила перехода игроков по номерам;
правила игры в волейбол;
правильность счёта по партиям.
Обучающиеся будут владеть:












Понятиями «Техника игры», «Тактика игры».
Правилами игры в волейбол.
Основными техническими приёмами.
Способностью применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий
волейболом.
Первичными навыками судейства.
Умение выполнять индивидуально подобранные физические упражнения для развития специальных
физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости).
Умением соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
соревнований.
Умением выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите.
Умением выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите.
Техникой выполнения строевых команд
1.4.2. Формы аттестации
Результативность усвоения программы с достижением поставленных цели задач и проводится с
помощью системы педагогической диагностики: входная, промежуточная (по итогам каждого
занятия в форме учебного отчета), итоговая (в форме сдачи нормативов.).
Входная диагностика при полном курсе Программы проводится в виде сдачи нормативов .
Формы промежуточного контроля:



подведение итогов занятия проводятся в виде сдачи нормативов
подведение итогов реализации программы проводится в форме сдачи контрольных зачётов

Итоговая аттестационная работа и рейтинговый анализ деятельности
Подведение итогов реализации программы проводится на последнем итогово-обобщающем занятии
в форме сдачи по общей физической подготовке контрольные зачеты
Одним из показателей результативности реализации программы является сохранность контингента
детей.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
занятий

1
год сентябрь
обучения

Дата
окончани
я занятий
май

Кол-во
Колучебных во
недель
дней
34

34

Колво
часов
34

Режим занятий (колво
и
продолжительность
занятий в неделю)
1 раз в неделю
по 45 минут

2.2. Календарно-тематический план

№
п\п

Название раздела, темы занятия

1

Инструктаж по ТБ на занятиях

2

Стойка игрока

Количество часов
Дата по Дата по
факту
Всего Теория Практ плану
ика
1
1
0
1

0

1

3

Стойка игрока. Перемещение

1

0

1

4

Передача мяча сверху. Передача над
собой.
Приём мяча снизу. Нижняя прямая
передача.
Передача мяча двумя руками

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

5
6

сверху после

перемещений.

Передачи сверху у стены.
7
8

9

Прием подачи с низу. Учебная игра в
волейбол.
Передача мяча во встречных колоннах.
Передача мяча сверху
За себя.
Прямая
нижняя подача.
подачи. Учебная игра в

Прием

22

волейбол.
Передачи мяча за себя .Передачи мяча в
прыжке.
Прием мяча с подачи. Учебная игра в
волейбол.
Передачи
мяча
после
перемещения .Прием мяча с подачи.
Передачи в четверках из зоны 6 в зоны 3,2
и из зоны 6 в зоны 2,4.
Верхняя прямая подача. Передача мяча в
движении.
Верхняя прямая подача. Учебная игра в
волейбол
Передачи мяча сверху двумя руками в
различных сочетаниях.
Передача мяча у сетки. Учебная игра в
волейбол.
Верхняя прямая подача. Прием мяча с
подачи.
Прием мяча от сетки. Учебная игра в
волейбол.
Верхняя прямая подача с вращением.
Прием мяча с подачи.
Прием мяча с подачи. Учебная игра в
волейбол.
Верхняя прямая подача с вращением.

23

Прием мяча с подачи в зонах 1,6,5.

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Передача из зон1,6,5 в зону 3 с приема
подачи.
24
25

Вторая передача из зоны 3 в зоны 2,4.
Учебная игра в волейбол.

2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Условия эффективной реализации образовательной
техническое обеспечение спортивного зала

программы

является

материально-

2.3.1. Кадровые:
- педагог дополнительного образования, имеющий профильное образование (спортивнооздоровительного направления), систематически повышающий уровень профессиональной
квалификации.
2.3.2. Материально-технические и методические материалы:
Адрес осуществления образовательной деятельности:
172840 Тверская обл. г. Торопецкий МО. п.Плоскошь, ул.Первомайская д.1
Спортивный
зал
расположен в
здании
МБОУ
Плоскошская
СОШ
и
соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилами.
Для успешной реализации программы имеется следующее
материально-техническое и
методическое обеспечение программы
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с волейбольной разметкой
площадки, волейбольной сеткой.
1. Спортивный зал;
2. Волейбольная сетка;
3. Методические материалы, рекомендации;
4. Игровая форма (спортивная форма соревновательная);
5. Волейбольные мячи;
6. Набивные мячи;
7. Скакалки;
8. Компрессор для накачивания мячей;
9. Стойки, разметочные фишки и конусы;
10. Гимнастические маты;
11. Секундомер;
12. Свисток.
При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся возможность доступа
к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, в качестве основного информационного
ресурса, а также осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся через консультации
педагогов как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно.
2.4. Программа воспитания
В соответствии с Уставом МБОУ Плоскошская СОШ, который регламентирует порядок
разработки и реализации рабочих программ на учебный год,
программа воспитания в
объединении разрабатывается ежегодно в соответствии с календарным планированием
мероприятий, проводимых в рамках обще учрежденческих воспитательных программ, целями и
задачами воспитательной работы, проводимой в каждой группе, и с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся.

Воспитательная деятельность является важной составной частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» и направлена на развитие
личности обучающегося в сфере физического воспитания
Цель воспитания:
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в соответствии с
предметными направленностями разрабатываемых программ и приоритетами, заданными
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены
на воспитание, формирование для программ физкультурно-спортивной направленности: понимания
ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; безопасного поведения; культуры самоконтроля
своего физического состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики; уважения к
старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; сознания
ценности физической культуры, эстетики спорта; интереса к спортивным достижениям и традициям,
к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений; стремления к командному
взаимодействию, к общей победе.
Задачи воспитания:
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей задачей воспитания является
развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных знаний.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через
вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения,
практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей. Для решения задач
воспитания при реализации образовательной программы необходимо создавать и поддерживать
определённые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации любой программы составляют
целевые ориентиры воспитания как ожидаемые результаты воспитательной деятельности в процессе
реализации программы.
Воспитательная деятельность заключается в организации работы с обучающимися
непосредственно во время учебных занятий и внеучебных мероприятиях, в соответствии с
общешкольными направлениями организации воспитательной деятельности посредством
организации творческого общения и взаимодействия кружковцев в рамках Календарного Плана
внутрикружковой воспитательной деятельности (см. Приложение 2.6)
Активные формы воспитательной деятельности:
Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность
обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности,
вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для
познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным

содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении
и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
К методам оценки результативности реализации программы в части воспитания можно отнести:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов сосредотачивается на
проявлении в деятельности детей и в её результатах определённых в данной программе целевых
ориентиров воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения воспитательных задач
программ
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
По окончании учебного года, обучающиеся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширять представление о технических приемах в волейболе;
3.Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
4.Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техник и перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
8. Освоить технику верхних передач;
9. Освоить технику передач с низу;
10. Освоить технику верхнего приема мяча;
11. Освоить технику нижнего приема мяча;
12. Освоить технику подачи мяча снизу.
Оценка уровня воспитанности обучающегося осуществляется по следующим уровням:
Формой подведения итогов являются: контрольные упражнения и игры, тесты, сдача нормативов,
соревнования. Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической
подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал"
("получилось - не получилось").
Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка
результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается
минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных
упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз,
или в процентах от исходного уровня).
2.5. Информационные источники и литература
Литературные источники
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика
видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.– 83 с.
2. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар,
2001.
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.

8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском
спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 2002.
Интернет-ресурсы
Материалы для учителя физкультуры на сайте Zavuch.Info. 05.01.2010. www.edunet.uz/media/eresource/detail.php
http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры
Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib сеть творческих
учителей/сообщество учителей физ.культуры
Литература для учащихся:
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание.
В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 1989.
3. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975.
4. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград,
1977.
5. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 2012.
2.6. Календарный план воспитательной работы
№
п\п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1
2
3
4
5
6

Говорим жизни ДА
Верим в успех
Движение к цели
Радость победы
Ни шагу назад
Спорт и жизнь

29.09
17.10
19.12
14.02
17.03
19.04

соревнования
соревнования
соревнования
соревнования
соревнования
соревнования

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт
Фото-видео отчёт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».