Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» :
Директор______Д.А.Балакирева
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 11от 19.08.2025 г.
Приказ № 148 «19» августа 2025г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«История Тверского края»
Уровень: стартовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Автор-составитель:
Лагусева Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
1 квалификационная категория
п. Плоскошь
2025 год
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«История Тверского края» имеет туристско-краеведческое направление. Она
опирается на программу воспитания и социализации обучающихся в части
формирования гражданской и нравственной деятельности, здорового и
безопасного образа жизни. Практическая направленность содержания
программы заключается в том, что она обеспечивает приобретение знаний и
умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе
обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения
конкретных задач. Цель современного краеведческого образования изучение родного края, так как любому обществу нужны здоровые,
мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные
люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае
необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно
начинаться с изучения своей малой Родины- деревни, города, края, в котором
живешь. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а
человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Нормативно-правовое обоснование разработки программы
Программа «История Тверского края» разработана на основе следующей
нормативно-правовой базы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31 марта 2022 г. N 678-р;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам,
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий»;
9. Устав МБОУ Плоскошская СОШ;
10. Программа воспитания МБОУ Плоскошская СОШ.
Направленность программы
Настоящая программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, его
социально-культурного и профессионального самоопределения, развития
познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Актуальность и новизна программы
Актуальность программы
Актуальность программы «История Тверского края» обусловлена
потребностью общества возродить у молодого поколения чувство
истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и
социальную ценность, сформировать у молодёжи социально значимые
качества, которые она сможет проявить в созидательном творческом
процессе, в совершенствовании всех видов деятельности, которые связаны
с защитой и процветанием нашего Отечества. Современная личность
должна быть не только образованной, нравственной, предприимчивой,
отличающейся мобильностью, динамизмом, но и горячо любящей свою
Родину, свой родной край, имеющей уважение к славной истории
Отечества и историко-культурному наследию своего народа и всех
народов мира.
Новизна программы
Представленная в программе система разнообразных занятий
способствует формированию целеустремленности, развитию творческих
способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания,
полученные в ходе экспериментирования. Использование ИКТ –
технологий в процессе освоения программы способствует формированию
особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью
по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления
всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные
варианты решения различных проблем.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать
свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и
оценки результата, интегрирует знания истории, обществознания,
краеведения, позволяя создать положительную мотивацию к обучению,
формирует у обучающихся краеведческую грамотность)
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«История Тверского края» относится к стартовому уровню обучения и
является одногодичной. Программа предусматривает некоторые
отличительные особенности:
- Межпредметный подход. Программа включает в себя элементы истории,
географии и краеведения.
-Использование игровых технологий. Занятия в игровой форме позволяют
поддерживать интерес к обучению у обучающихся.
- Чередование коллективной и индивидуальной деятельности.
Обучающимся дают самостоятельные задания с учётом их возможностей
и предпочтений.
- Практические работы. В основу занятий положены практические работы.
- Проведение массовых мероприятий. Программа предусматривает
проведение праздников, выставок, конкурсов и других мероприятий.
- Развитие исследовательских навыков. Обучающиеся учатся работать над
проектами, а также работать с различными информационными
источниками.
Материал программы базируется на знаниях, полученных при
изучении в школе предметов: окружающий мир, история, география и
краеведение.
Практическая подготовка обучающихся при изучении некоторых тем
программы и выполнении практических заданий базируется на умениях и
навыках исследовательской деятельности обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
обучающиеся не просто изучают основы гуманитарных наук и их
взаимосвязи, но и познают себя в каждой из них. С целью формирования
интереса к предметам туристско-краеведческого цикла, расширения
кругозора учащихся создан курс «История Тверского края». Характерной
особенностью данного курса является его нацеленность на формирование
исследовательских
умений
школьников,
развитие
логического,
абстрактного мышления. На занятиях проводится: исследовательская
работа, проектная деятельность, экскурсии по родному краю.
Программа насыщена практическими работами, беседами, дискуссиями,
викторинами, тестированием, защитой творческих работ и проектов,
онлайн экскурсий, творческими работами, интеллектуальными играми.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей в возрасте 10-15 лет
Условия набора детей в объединение
Противопоказаний по физическому здоровью и других причин отказа в
обучении ребенка (кроме выхода за рамки указанного в программе
возраста) для освоения программы нет. При работе с обучающимися,
имеющими особенные возможности здоровья, ряд занятий вне учебной
аудитории могут быть заменены на другую форму работы, позволяющую
усвоить необходимый материал.
Срок освоения программы и её объём
Режим занятий
Полный курс программы рассчитан на 1 учебный год (9 месяцев)
в объеме 68 часов (34 учебных недель).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут).
Наполняемость группы 10- 15 человек.
Формы и методы реализации программы или
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения: очная
Формы занятий:
- комбинированые (лекция (теоретическая часть) + практическая
деятельность (исследовательская деятельность, проектная деятельность)
- самостоятельные наблюдения;
- самообразование.
Используются также и другие формы образовательного процесса: беседы,
викторины; коллективные творческие дела; выставки; экскурсии, поездки,
походы; трудовые дела; просмотр и обсуждение кинофильмов; проекты,
исследования.
Особенность организации - работа с семьей.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с
учетом его возможностей;
- групповая – разделение на мини-группы для выполнения определенной
работы при реализации проекта, практической работы;
- коллективная–при выполнении проектов, участие в праздниках и др.
Методы:
Для достижения эффективности образовательного процесса
применяются следующие методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные. Обучающиеся воспринимают готовую
информацию, предоставляемую преподавателем или из учебных
материалов. К таким методам относятся лекции, рассказ, объяснение,
чтение, демонстрации.
- Репродуктивные. Обучающиеся получают информацию целиком и
полностью от преподавателя, а не добывают её самостоятельно.
- Проблемного изложения. Преподаватель ставит проблему и
демонстрирует пути её решения учащимся.
- Частично-поисковые. Обучающиеся активно участвуют, самостоятельно
решая часть поставленной проблемы. Преподаватель направляет их
деятельность и помогает найти выход.
- Исследовательские. Обучающиеся самостоятельно исследуют проблему
и находят способы преодолеть её. Преподаватель выступает в роли
консультанта и помощника.
- Методы стимулирования и мотивации. Направлены на создание условий
для повышения мотивации учащихся к учёбе. К ним относятся
поощрение, создание ситуаций успеха, использование игровых практик и
другие.
-Контроль и самоконтроль. Направлены на проверку и оценку результатов
обучения, а также на формирование у учеников навыков самоконтроля. К
ним относятся устный опрос, письменный и устный опрос, тестирование,
устные и письменные самостоятельные работы.
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель: развитие исследовательских умений обучающихся в процессе
знакомства с географией и историей развития Тверского края.
Данная цель может быть достигнута через осуществление следующих
задач:
Развивающие:
- развивать основные психические процессы (познавательные,
эмоциональные, волевые), навыки проектной, исследовательской
деятельности, конструктивного общения и взаимодействия, умения
думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать,
умения доводить дело до конца и т.д.;
- развивать умения понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную педагогом;
- развивать способность планирования своих действий на отдельных
этапах работы над выполнением задания;
- развивать навыки осуществления контроля, коррекции и оценки
результатов своей деятельности;
- развивать креативность, склонность к самостоятельному
творчеству, исследовательско - проектной деятельности.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся такие личностные качества как:
активность,
вежливость,
выносливость,
дисциплинированность,
инициативность,
коммуникабельность,
ответственность,
работоспособность, самостоятельность;
- формировать у школьников патриотические, моральнонравственные и общечеловеческие ценности;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
-воспитать нравственные качества (доброжелательность,
толерантность и т.д.) по отношению к окружающим людям (взрослым,
родителям,
педагогам,
друг
другу,
представителям
другой
национальности), к историческому наследию и исторической памяти;
- формировать у обучающихся активную гражданскую позицию.
Образовательные:
- сформировать необходимые знания основных дат и персоналий
Тверской земли;
- сформулировать вывод о социально-экономической жизни населения
тверского региона в XIX - начале XX в.;
- изучить материал об участии Тверского края в Отечественной войне
1812 года;
- расширить знания об изменениях судеб людей после крестьянской
реформы 1861 года в Тверских усадьбах.
1.3. Содержание программы
№
п/п
Название темы
1
2
3
4
5
6
7
Вводное занятие.
Входная
диагностика
От
первобытности к
государственнос
ти
Великое
княжество.
Работа
над
проектом
«Афанасий
Никитин»
В
составе
Московского
государства.
Работа
над
проектом
«Монастыри
Тверского
края»
Промежуточная
диагностика
Тверские земли в
XVIII
веке.
Работа
над
проектом
«Тверитяне —
участники
военных
кампаний
и
морских
экспедиций
XVIII в.»
Тверские земли в
XIX – начале XX
в.». Работа над
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория
1
1
Форма
проведения
промежуточно
й аттестации
Рефлексия
Практика
3
2
1
Учебный отчет
12
6
6
Проект
12
5
7
Защита проекта
1
1
16
6
10
Выполнение
практических и
тестовых
заданий
Защита проекта
19
6
13
Защита проекта
8
9
проектом
«Тверитяне
в
войнах
с
Наполеоном».
«Крестьянская
реформа
на
Тверских
землях»
Итоговая
диагностика
учащихся.
Итоговое занятие
ИТОГО:
2
0
2
2
0
2
68
25
43
Выполнение
практических и
тестовых
заданий
Аттестационна
я работа
Содержание учебного плана.
Вводное занятие (1 час)
Практика 1: Входная диагностика. Выполнение практических и тестовых заданий
Тема 1. От первобытности к государственности (3 часа)
Теория 1: Тверской край в каменном веке. Тверской край в бронзовом и раннем
железном веках. Славянское освоение Великого водораздела.
Практика 2: Определение по карте территорий Тверского края в каменном веке,
бронзовом и раннем железном веках. Определение методов., использованных во время
занятия.
Тема 2. Великое княжество. (12 часов)
Теория 1. Начало государственности и образование городов. Нашествие Батыя.
Образование Тверского княжества. Михаил Ярославич Тверской. Преемники Михаила
Ярославича.
Теория 2. Княжение Михаила Александровича. Последний век самостоятельности.
Историческая география и города Тверского края в княжеский период.
Практика 1: «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Работа над проектом. Защита
проекта.
Теория 3. Культура Тверского края в княжеский период. Монастыри и святые Тверского
края в княжеский период. Работа над проектом «Афанасий Никитин».
Практика 2. Виртуальное путешествие по местам пребывания Афанасия Никитина.
Тема 3. В составе Московского государства. (12 часов)
Теория 1.Тверские земли в первой половине XVI в. Тверской край в годы Ливонской
войны и опричнины. Тверские земли в Смутное время.
Теория 2. Расселение карел на Верхней Волге. Хозяйственное развитие Тверского края в
XVII веке. Историческая география и города Тверского края в XVII веке. Названия
тверских селений.
Теория 3. Культура Тверского края в конце XVI – XVII веке. Монастыри и святые
Тверского края в XVI -XVII веках. Работа над проектом «Монастыри Тверского края».
Практика 1 . «Монастыри Тверского края». Работа над проектом. Защита проектов .
Практика 2. Экскурсия в школьный музей.
Промежуточная диагностика (1 час)
Тема 4. Тверские земли в XVIII в. (16 часов)
Теория 1. Тверские земли при Петре I. Культура Петровской эпохи. Вышневолоцкая
водная система.
Тверские земли в 1730-1750-е гг. Тверской вклад в освоение Сибири. Тверитяне в войнах
России в 1750-1790-е гг.
Теория 2. Тверская земля в царствование Екатерины I. Образование Тверского
наместничества и губернии. Реконструкция Твери и уездных городов.
Тема 3. Становление «дворянских гнёзд». Культура Тверского края во второй половине
XVIII в. Духовная история тверских земель в XVIII в.
Практика 1. Работа над проектом «Тверитяне — участники военных кампаний и морских
экспедиций XVIII в.» Защита проекта.
Тема 4..Экскурсия в Музей партизанской славы д.Пожня.
Тема 5. Тверские земли в XIX – начале XX в. (19 часов)
Теория 1. Тверские земли в начале XIX в. Тверитяне в войнах с Наполеоном. Тверская
губерния в дореформенный период.
Теория 2. Тверитяне в Крымской войне. Культура Тверского края в первой половине —
середине XIX в. Крестьянская реформа в тверских землях. Тверские земли в
пореформенный период. Тверское земство.
Теория 3. Тверские мореплаватели XIX в. Культура Тверского края во второй половине
XIX в. Тверской край в начале XX в.
Теория 4. Культура, образование и наука в начале XX в. Духовная история Тверских
земель в XIX – начале XX в.
Практика 1. Работа над проектом «Тверитяне в войнах с Наполеоном». Защита проекта
Практика 2. Работа над проектом «Крестьянская реформа на Тверских землях». Защита
проекта.
Практика 3. Экскурсия по родному городу Торопец..
Итоговая диагностика обучающихся
Итоговое занятие.
1.4. Планируемые результаты и формы аттестации
Система учета достижений - единая система учета личных достижений
детей в различных дополнительных общеобразовательных программах.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни
освоения
программы
Высокий
уровень
освоения
программы
Результат
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы, выполняют задание самостоятельно. На
итоговом
тестировании
показывают
отличное
знание
теоретического материала, практическое применение знаний
Средний
уровень
освоения
программы
Низкий уровень
освоения
программы
воплощается в качественный продукт. Сами проявляют творчество
и инициативу в организации общественно полезных дел.
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы, выполняют задания при консультативной
помощи педагога. На итоговом тестировании показывают хорошее
знание теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в продукт, требующий незначительной доработки.
Охотно участвуют в общественно полезных делах, но сами не
проявляют инициативы.
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности
в учебной, познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание программы, выполняют задания по
инструкции, под руководством педагога. На итоговом тестировании
показывают недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям, без желания
участвуют в общественно полезных делах.
Также результатом успешного освоения программы является
результативное участие членов кружка в конкурсах и в работе научнопрактических конференций различного уровня.
1.4.1. Планируемые результаты реализации программы:
Результатом деятельности являются универсальные учебные действия:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях у обучающихся будут сформированы личностные
универсальные учебные действия, т.е.:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам
решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”
как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
культурой родного края, народа;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающиеся научатся:
- соблюдать дисциплину и выполнять правила внутреннего
распорядка;
- проявлять активность и организаторские способности;
- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена
кружка;
- проявлять в конкретных ситуациях самостоятельность,
ответственность, доброжелательность, внимательность, помощь,
сострадание;
У обучающихся появится
- способность к самооценке своих действий и поступков;
- чувство ответственности и долга перед Родиной через участие в
патриотических мероприятиях и акциях
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся
самостоятельно определять цель своей деятельности, выстраивать
последовательность
необходимых
операций
и
оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
выделять и обобщать смысл поставленной задачи, работать с
различной информацией;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе совместной
социально значимой деятельности, работать индивидуально и
коллективно
Предметные результаты (ключевой характеристикой является
познание через творчество, игру, труд и исследовательскую
активность
соблюдать дисциплину и выполнять правила внутреннего
распорядка;
проявлять активность и организаторские способности;
осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена
кружка;
проявлять
в
конкретных
ситуациях
самостоятельность,
ответственность, доброжелательность, внимательность, помощь,
сострадание;
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
1.4.2. Формы контроля/аттестации
Результативность усвоения программы с достижением поставленных
цели задач и проводится с помощью системы педагогической
диагностики: входная, промежуточная (по итогам каждого занятия в
форме учебного отчета), итоговая (в форме тестового задания).
Входная диагностика при полном курсе Программы проводится в виде
тестового задания.
Формы промежуточного контроля:
подведение итогов занятия проводятся в виде мониторинга,
выполнения творческих работ, проектов и презентаций.
подведение итогов реализации программы проводится в форме защиты
творческих проектов и презентаций.
Итоговый контроль работа и рейтинговый анализ деятельности
Подведение итогов реализации программы проводится на последнем
итогово-обобщающем занятии в форме тестового задания.
Одним из показателей результативности реализации программы
является сохранность контингента детей.
Раздел
2.
условий»
«Комплекс
организационно-педагогических
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
занятия
Дата
окончан
ия
занятия
Кол-во
учебных
недель
Колво
дней
Колво
часов
Режим
занятий(кол
-во
продолжите
льность
занятий в
неделю
1
год
обучения
сентябрь
май
34
34
68
1 раз в
неделю
2
занятия по
45 минут)
2.2. Календарно-тематический план
Дополнительной общеобразовательной программы
«История Тверского края» на 2025/2026 учебный год
№
Наименование раздела,
темы занятия
Количество часов
Всего
1
2
3
Вводное занятие. Входная
диагностика
Теория Практ
ика
1
0
1
От первобытности к 3
государственности .
Тверской
край
в
каменном
веке.
Тверской
край
в
бронзовом и раннем
железном
веках.
Славянское освоение
Великого водораздела.
Определение по карте
территорий Тверского
края в каменном веке,
бронзовом и раннем
железном веках.
2
1
6
6
Великое княжество..
12
Начало государственности
и образование городов.
Нашествие Батыя.
Образование Тверского
княжества. Михаил
Ярославич Тверской.
Преемники Михаила
Ярославича.
Княжение Михаила
Александровича.
Последний век
самостоятельности.
Историческая география и
города Тверского края в
княжеский период.
Дата по
плану
Дата по
факту
«Хожение за три моря»
Афанасия Никитина.
Работа над проектом.
Защита проекта.
Культура Тверского края
в княжеский период.
Монастыри и святые
Тверского края в
княжеский период. Работа
над проектом «Афанасий
Никитин». Заочное
путешествие по местам
пребывания Афанасия
Никитина.
4
В составе Московского
государства.
Тверские земли в первой
половине XVI в.
Старицкий удел и его
судьба. Тверской край в
годы Ливонской войны и
опричнины. Тверские
земли в Смутное время.
Расселение карел на
Верхней Волге.
Хозяйственное развитие
Тверского края в XVII
веке. Историческая
география и города
Тверского края в XVII
веке. Названия тверских
селений.
Культура Тверского края
в конце XVI – XVII веке.
Монастыри и святые
Тверского края в XVI XVII веках. Работа над
проектом «Монастыри
Тверского края».
«Монастыри Тверского
края». Работа над
проектом. Защита
проектов .
12
5
7
Экскурсия в школьный
музей.
5
Промежуточная
аттестация
6
7
1
0
1
Тверские земли в XVIII 16
в.
Тверские земли при
Петре I. Культура
Петровской эпохи.
Вышневолоцкая водная
система.
Тверские земли в 17301750-е гг. Тверской вклад
в освоение Сибири.
Тверитяне в войнах России
в 1750-1790-е гг.
Тверская земля в
царствование Екатерины I.
Образование Тверского
наместничества и
губернии. Реконструкция
Твери и уездных городов.
Становление «дворянских
гнёзд». Культура
Тверского края во второй
половине XVIII в.
Духовная история
тверских земель в XVIII в.
Работа над проектом
«Тверитяне — участники
военных кампаний и
морских экспедиций XVIII
в.» Защита проекта.
Экскурсия в музей боевой
славы п.Пожня.
6
10
Тверские земли в XIX – 19
начале XX в.
Тверские земли в начале
XIX в. Тверитяне в войнах
с Наполеоном. Тверская
6
13
губерния в
дореформенный период.
Тверитяне в Крымской
войне. Культура Тверского
края в первой половине —
середине XIX в.
Крестьянская реформа в
тверских землях. Тверские
земли в пореформенный
период. Тверское земство.
Тверские мореплаватели
XIX в. Культура Тверского
края во второй половине
XIX в. Тверской край в
начале XX в.
Культура, образование и
наука в начале XX в.
Духовная история
Тверских земель в XIX –
начале XX в.
Работа над проектом
«Тверитяне в войнах с
Наполеоном». Защита
проекта
Работа над проектом
«Крестьянская реформа в
Тверских землях». Защита
проекта.
Экскурсия по родному
городу Торопец..
8
Итоговая диагностика
учащихся
2
0
2
9
Итоговое занятие
2
0
2
2.3. Организационно-педагогические
программы
условия
реализации
Условия эффективной реализации образовательной программы:
2.3.1. Кадровые:
- педагог дополнительного образования, имеющий профильное
образование (туристско-краеведческого направления), систематически
повышающий уровень профессиональной квалификации.
2.3.2. Материально-технические и методические материалы:
Адрес осуществления образовательной деятельности:
172840 Тверская обл. п.Плоскошь, ул. Первомайская д.1
Учебный кабинет расположен в здании МБОУ Плоскошская СОШ и
соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными правилами.
Для успешной реализации программы имеется следующее
материально-техническое и методическое обеспечение программы:
Материалы, оборудование
Компьютер и мультимедийное
оборудование, классная доска
Канцелярские
принадлежности:
шариковые ручки, карандаши,
ножницы,.
Расходные материалы:
бумага
Методические
разработки
Лекционный
материал по
раздела
темам
Дидактический,
информационный,
справочный материалы на
различных носителях
1.Правила
безопасности
техники
2.Правила поведения во
время экскурсии
4. Презентации:
Афанасий Никитин, Волгаматушка река. Города,
золотого кольца Тверского
края и др.
5. Видеофильмы:
«Афанасий
Никитин»,
«Александр Невский».
6. Литература:
7.Интернет-ссылки:
http://www/tvermuzeum.ru/
http://elib.tverlib.ru/
2.4.
Программа воспитания
В соответствии с Уставом и программой воспитания МБОУ
Плоскошской СОШ, которые регламентируют порядок разработки и
реализации рабочих программ на учебный год, рабочая программа
воспитания в объединении разрабатывается ежегодно в соответствии с
календарным планированием мероприятий, проводимых в рамках
общеучрежденческих воспитательных программ, целями и задачами
воспитательной работы, проводимой в каждой группе, и с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Воспитательная деятельность является важной составной частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«История Тверского края» и направлена на развитие личности
обучающегося в сфере краеведческого воспитания.
Цель воспитания:
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
Задача воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний); формировании и развитии личностных
отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний. Разработчик программы
конкретизирует задачи воспитания детей по программе с учётом её
предметного содержания, направленности.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей. Для решения задач воспитания при реализации образовательной
программы необходимо создавать и поддерживать определённые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации любой
программы составляют целевые ориентиры воспитания как ожидаемые
результаты воспитательной деятельности в процессе реализации программы.
Целевые ориентиры воспитания условно разделяются на две группы: основные
и дополнительные.
Основные целевые ориентиры определяются на основе российских базовых
конституционных ценностей с учётом целевых ориентиров результатов
воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях (Примерная
рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций /
Одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 23.06.2022 №
3/22; федеральная рабочая программа воспитания в федеральных основных
общеобразовательных программах), что обеспечивает единство содержания
воспитания, воспитательной деятельности, воспитательного пространства во
всех образовательных организациях, в которых обучаются дети.
Дополнительные целевые ориентиры воспитания обусловлены содержанием и
формами реализации конкретной программы с учётом образовательных
потребностей детей, их семей, родителей (законных представителей) в развитии
у детей различных способностей и позитивных личностных качеств,
особенностей региональных и местных социокультурных условий
дополнительного образования детей. Дополнительные целевые ориентиры не
должны противоречить основным целевым ориентирам, основанным на
российских базовых конституционных ценностях.
Основные целевые ориентиры воспитания направлены на формирование:
интереса к науке, к истории естествознания; познавательных интересов,
ценностей научного познания; понимания значения науки в жизни российского
общества; интереса к личностям деятелей российской и мировой науки;
ценностей научной этики, объективности; понимания личной и общественной
ответственности учёного, исследователя; стремления к достижению
общественного блага посредством познания, исследовательской деятельности;
уважения к научным достижениям российских учёных; понимания ценностей
рационального природопользования; опыта участия в значимых научноисследовательских проектах; воли, дисциплинированности в исследовательской
деятельности
Воспитательная деятельность заключается в организации работы с
обучающимися непосредственно во время учебных занятий и
внеучебных мероприятиях, в соответствии с общешкольными
направлениями организации воспитательной деятельности посредством
организации творческого общения и взаимодействия кружковцев в
рамках Календарного Плана внутрикружковой воспитательной
деятельности (Приложение 1).
Активные формы воспитательной деятельности:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии
с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся:
усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к
нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия детей (тренировки, репетиции, конструирование,
подготовка к конкурсам, соревнованиям, туристическим походам, выставкам,
участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в
области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: концерты, конкурсы, соревнования, выставки
выступления, презентации проектов и исследований, туристические слёты —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, воспитанники
интерната, опекаемые обучающиеся, обучающиеся из семей СОП),
обучающимся с отклоняющимся поведением «группы риска»- создаются
особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
-формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
-построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
-формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями
с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
-создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы педагогов дополнительного
образования,
педагогов-психологов,
учителей-логопедов,
учителейдефектологов;
-личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Методы оценки результативности реализации программы в части воспитания:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов
сосредотачивается на проявлении в деятельности детей и в её результатах
определённых в данной программе целевых ориентиров воспитания, а также на
проблемах и трудностях достижения воспитательных задач программы;
— оценку творческих и исследовательских работ и проектов
экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые
внешние эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных
результатов, поскольку в индивидуальных творческих и исследовательских
работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения
программы и личностные качества каждого ребёнка;
— отзывы, интервью, материалы рефлексии,
которые
предоставляют
возможности для выявления и анализа продвижения детей (индивидуально и в
группе в целом) по выбранным целевым ориентирам воспитания в процессе и
по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия
детей в деятельности по программе.
Оценка уровня воспитанности обучающегося осуществляется по
следующим уровням:
Обучающийся не может выполнить
самостоятельно предложенные задания,
помощь со стороны педагога не принимает.
Форма
отслежи
вания
Наблюд
ение,
Самооце
нка,
Рейтинг
участия
Обучающийся при помощи педагога
выполняет
некоторые
предложенные
задания.
Наблюд
ение,
Самооце
нка,
Рейтинг
участия
Обучающийся
выполняет
все
предложенные задания с частичной
помощью педагога.
Наблюд
ение,
Самооце
нка,
Рейтинг
участия
Обучающийся
выполняет
все
предложенные задания самостоятельно.
Наблюд
ение,
Самооце
нка,
Рейтинг
участия
ВЫСОКИЙ (В)
ОБЩИЙ (О)
УДОВЛЕТВОРИТЕ
ЛЬНЫЙ (У)
МИНИМАЛЬНЫЙ
(М)
Критерии оценки
2.5. Информационные источники и литература
Литературные источники
1. Археологическая карта России. Тверская область. Ч. 1-4. М., 2003-2012.
2. Афанасий Никитин. Хождение за три моря. М., 1962. (Литературные
памятники)
3.Барсегян Т.В. Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир. М., 1999.
4. Воробьев В.М. Тверитяне в войнах с Наполеоном. Тверь, 2012.
5. Колосов В.И. Прошлое и настоящее г.Твери. Тверь, 1994.
6. Кривонос М.А. Мятежное земство. Тверь, 2001.
7. Лебедевская Г.Н. Путешествия по страницам истории тверского искусства.
Тверь, 2004.
8. Малыгин П.Д. Судьба Торжка и Твери в Смутное время. Тверь, 2009.
9.
Сайт
Тверского
государственного
объединенного
музея
—
http://www/tvermuzeum.ru/
10. Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII-XV вв. Тверь,
1996.
11. Электронная библиотека Тверской областной универсальной научной
библиотеки им. А.М. Горького — http://elib.tverlib.ru/
Источники
http://www/tvermuzeum.ru/
http://elib.tverlib.ru/
Литература для учащихся:
1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География 5-6 классы. —
Серия «Полярная звезда». — М.: Просвещение, 2012. — 192 с.
2. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. — М.:
Просвещение, 2013. — 160 с.
3. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1
4. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
5. В.М. Воробьев «История Тверского края» с древнейших времен до конца
XVII века. Москва «Русское слово» 2020
6. В.М. Воробьев ,Е.А.Клюева «История Тверского края» XVIII-начало XX
века. Москва «Русское слово» 2021
2.6. Приложения
Приложение 1.
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название
события,
мероприятия
Подготовка
материалов к
участию в
историкокраеведческой
игре «Семья и
личность в
истории
Торопецкого
края».
Участие в
акции «Важное
дело»
Работа над
проектом
«Афанасий
Никитин»
Подготовка
материалов к
участию в
конкурсе «Край
мой родной»
Подготовка
материалов к
региональному
этапу конкурса
«Моя малая
родина:
культура,
природа, этнос»
Освобождение
г.Тверь от
немецкофашистских
Сроки
сентябрь
Практический
результат и
информационный
Форма
продукт,
проведения
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Индивидуальная Конкурсные материалы
работа
сентябрь,
апрель, май
Субботник
Видеоотчёт
октябрь
Групповая
работа
Проекты
ноябрь
Индивидуальная Конкурсные материалы
работа
ноябрь
Групповая
работа
Конкурсные материалы
декабрь
Беседа
Презентация
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
захватчиков
Работа над
проектом
«Монастыри
Тверского края»
Подготовка
доклада
«ТоропецкоХолмская
операция»
Участие в
митинге,
посвященному
освобождению
г.Торопец от
немецкофашистских
захватчиков
Работа над
проектом
«Тверитяне —
участники
военных
кампаний и
морских
экспедиций
XVIII в.» ».
День Защитника
Отечества
Подготовка к
участию в
военнопатриотической
игре «Этот день
мы приближали,
как могли»
Работа над
проектом
« Тверитяне в
войнах с
Наполеоном»
Подготовка
материалов к
межрегионально
декабрь
Групповая
работа
Проект
январь
Беседа
Выступление
январь
КТД
Видеоотчет
январь
Лекция,
просмотр
презентации.
Презентация
февраль
КТД
Творческие работы
февраль
Групповая
работа
Выступление
март
Групповая
работа
Проект
апрель
Групповая
работа
Конкурсные материалы
15.
16.
й конференции
исторических и
исследовательск
их работ
«Церковь и
война»
Работа над
апрель
проектом
« Крестьянская
реформа в
Тверских землях
».
Акции
май
«Солдатский
платок»,
«Память»
Групповая
работа
Презентация
КТД
Фотоотчет