Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
Рекомендована к рассмотрению на
педагогическом совете
Зам. директора по ВР
«УТВЕРЖДАЮ» :
Королькова Н.П.
Директор______Д.А.Балакирева
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 11от 19.08.2025 г.
2025г.
Приказ № 148 «19» августа
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Музыкальная капель»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026
Уровень: базовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Автор-составитель:
Лагусева Елена Николаевна ,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
п. Плоскошь, 2025 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Введение
Многолетние научные исследования в области музыкальной
педагогики, опыт работы в учреждениях образования, а также исторический
опыт свидетельствуют, что воспитание детей на вокальных традициях
является одним из важнейших средств нравственного и эстетического
воспитания подрастающего поколения. Песня — это эффективная форма
работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят
интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на
симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Приобщение к
музыкальной культуре имеет большое значение в их патриотическом
воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в
концертах для ветеранов войны и труда.
Нормативно-правовое обоснование разработки программы
Программа «Музыкальная капель» разработана на основе следующей
нормативно-правовой базы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31 марта 2022 г. N 678-р;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам,
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий»;
10.Устав МБОУ Плоскошская СОШ;
11. Программа воспитания МБОУ Плоскошская СОШ
Направленность программы
Программа «Музыкальная капель» имеет художественную направленность развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей
и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к
постижению великого мира искусства, формированию стремления к
воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Образовательная деятельность по программе направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и
интеллектуальном развитии;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Актуальность и новизна программы
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и способствует
созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворению
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Новизна программы
Новизна предлагаемой программы заключается в самом её содержании,
методических формах работы, широком использовании разнообразных форм
освоения учебного материала, в специальном подборе музыкального
репертуара, музыкальных игр, адаптированных для обучающихся.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является воспитание ценностного
отношения обучающихся к музыкальной деятельности через средства
развития процессов восприятия музыки.
Одной из главных отличительных особенностей программы является то, что
оптимизация музыкального воспитания обучающегося возможна путем
интеграции в один музыкальный кружок различных видов музыкальной
деятельности (вокал, движение под музыку, игра на шумовых инструментах,
хоровое и ансамблевое пение). Это обогащает музыкальный кругозор,
интонационный багаж обучающихся, формирует представление о
музыкальном и вокальном искусстве, способность к избирательному
отношению и самостоятельной оценке музыкального произведения
(музыкальный вкус). Приобретение обучающимися на занятиях знаний,
умений и навыков происходит через собственный опыт и самостоятельное
творчество. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся,
положительный эмоциональный настрой на занятиях, взаимодействие
педагога с обучающимися в ходе учебного процесса через музыкальную
деятельность позволяет получить максимально положительный результат.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как в основу
Программы заложена педагогическая модель художественно-эстетического
развития детей в музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность
является источником обогащения опыта эмоционально-ценностного
отношения обучающихся к музыке и вокалу, т.е. развивает его
эмоциональную сферу. В процессе разностороннее развитие способностей,
развитие эмоционально-волевой сферы в естественной для себя среде. В
самостоятельном музицировании обучающийся находит свою значимость,
повышается уверенность в себе, самооценка, что очень важно.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей в возрасте 10-17 лет.
Условия набора детей в объединение
Противопоказаний по физическому здоровью и других причин отказа в
обучении ребенка (кроме выхода за рамки указанного в программе возраста)
для освоения программы нет. При работе с обучающимися, имеющими
особенные возможности здоровья, ряд занятий вне учебной аудитории могут
быть заменены на другую форму работы, позволяющую усвоить
необходимый материал.
Срок освоения программы и её объём
Режим занятий
Полный курс программы рассчитан на 1 учебный год (9 месяцев)
в объеме 68
часов (34 учебных недель).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут).
Наполняемость группы 10- 15 человек.
Формы и методы реализации программы или
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения: очная
Формы занятий:
Вокальная работа предполагает разностороннее воспитание и развитие
музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, внимания,
мышления, памяти, творческих способностей, эмоционального отношения к
пению.
Изучение теоретических сведений является той базой, на которой строится
вокальная работа. Важно теоретически осмыслить строение мелодии, фразы,
определяя связи с другими предметами, такими, как строевая подготовка,
пение хором, где необходимо чувство ритма, темпа, правильное
интонирование мелодии.
Определение на слух ставит своей целью укрепление музыкальной памяти и
оперативного мышления.
Ритмическое воспитание имеет цель развивать у обучающихся ритмическую
координацию на основе ощущения метрической пульсации.
Одной из необходимых форм работы на занятиях является пение вокальноинтонационных упражнений. Упражнения помогают развитию музыкального
слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию
практических навыков пения и анализа на слух.
Слуховой анализ, наряду с пением, является основной формой работы над
развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается
с восприятия, поэтому важнейшая задача педагога – научить ребёнка
правильно слушать музыку.
Форма организации: очная, аудиторная.
Методы:
Для достижения эффективности образовательного процесса применяются
следующие методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные. Обучающиеся воспринимают готовую
информацию, предоставляемую преподавателем или из учебных материалов.
- Репродуктивные. Обучающиеся получают информацию целиком и
полностью от преподавателя, а не добывают её самостоятельно.
- Проблемного изложения. Преподаватель ставит проблему и демонстрирует
пути её решения обучающимися.
- Частично-поисковые. Обучающиеся активно участвуют, самостоятельно
решая часть поставленной проблемы. Преподаватель направляет их
деятельность и помогает найти выход.
- Исследовательские. Обучающиеся самостоятельно исследуют проблему и
находят способы преодолеть её. Преподаватель выступает в роли
консультанта и помощника.
- Методы стимулирования и мотивации. Направлены на создание условий
для повышения мотивации обучающихся к учёбе. К ним относятся
поощрение, создание ситуаций успеха, использование игровых практик и
другие.
-Контроль и самоконтроль. Направлены на проверку и оценку результатов
обучения, а также на формирование у обучающихся навыков самоконтроля.
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель: Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств
юного поколения средствами вокального искусства.
Данная цель может быть достигнута через осуществление следующих задач:
воспитательные:
- воспитывать ответственность перед коллективом;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение
национальным традициям;
- формировать потребность здорового образа жизни ;
к
обучающие:
-учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных,
интересных ему несложных песен;
-учить овладевать необходимыми вокальными навыками, культуре поведения
на сцене;
- обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно
артикулировать
- расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание;
- учить основам элементарной музыкальной грамоты.
развивающие:
- развитие интереса к вокальному творчеству, к выступлению на концертах.
- развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения
взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
- развитие внимания, воображения, наблюдательности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п
1
2
3
Название темы
Вводное занятие.
Вокальные
упражнения
Разучивание песни:
«Твои ученики»
Ю.Чичков,
М.Дербенев.
Разучивание песни
8
«Твои ученики»
Разучивание песни
«Я возьму этот
большой мир»
Чернышев.
Разучивание «Твои
ученики», «Я
возьму этот
большой мир»
Вокальные
упражнения,
разучивание «Ходит
песенка по кругу»
Работа над дикцией,
интонационные
упражнения.
Разучивание песни:
9
«Ходит песенка по
кругу»
Вокальные упр.,
4
5
6
7
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма
проведения
промежуточн
ой аттестации
Рефлексия
2
1
1
2
1
1
Учебный
отчет
2
-
2
Учебный
отчет
2
1
1
Учебный
отчет
2
-
2
Учебный
отчет
2
1
1
Учебный
отчет
2
-
2
Учебный
отчет
2
-
2
Учебный
отчет
2
-
2
Учебный
10
дикция, интонация
Исполнение песен
отчет
Учебный
отчет
Учебный
отчет
Учебный
отчет
2
1
1
Вокальные
упражнения
Разучивание песни:
Ю. Вережников
«Под Новый год»
Разучивание песни:
Ю.
Вережников «Под
Новый год»
Разучивание песни:
муз. И.
Ермолов «Падают
снежинки»
Рапзучивание
песни: муз.
Вережникова
«Зимний вальс»
Рапзучивание
песни: муз.
Вережникова
«Зимний вальс»
Исполнение песен
2
1
1
2
1
1
2
-
2
Учебный
отчет
2
1
1
Учебный
отчет
2
1
1
Учебный
отчет
2
1
1
Учебный
отчет
2
-
2
Вокальные
упражнения
Разучивание песни:
муз. А. Куреляк
«Мы – Россия»
2
1
1
2
1
1
Учебный
отчет
Учебный
отчет
Учебный
отчет
20
Е. Шмаков
«Детские
страдания»
2
1
1
Учебный
отчет
21
Е. Шмаков
«Детские
страдания»
Разучивание песни:
А. Куреляк «Сердце
матери»
2
1
1
Учебный
отчет
2
1
1
Учебный
отчет
11
12
13
14
15
16
17
18
19
22
23
Разучивание песни:
А. Куреляк «Сердце
матери»
2
1
1
Учебный
отчет
24
Разучивание песни:
В. Ударцев «Подари
улыбку»
2
1
1
Учебный
отчет
25
Исполнение песен
2
-
2
26
Разучивание песни:
Ю. Купцова «Дети
солнца»
2
1
1
Учебный
отчет
Учебный
отчет
27
Разучивание песни:
Ю. Купцова «Дети
солнца»
2
1
1
Учебный
отчет
28
Исполнение песен
2
1
1
29
Вокальные
упражнения
Исполнение песен
2
1
1
2
1
1
Разучивание песни:
« Эти запахи
победы»
Разучивание песни:
« Эти запахи
победы»
Разучивание песни:
«Мы любим вас
учителя родные»
Итоговое занятие
2
1
1
Учебный
отчет
Учебный
отчет
Учебный
отчет
Учебный
отчет
2
-
2
Учебный
отчет
2
1
1
Учебный
отчет
2
-
2
Творческий
отчет
30
31
32
33
34
ИТОГО:
68
24
44
Содержание учебного плана:
Вводное занятие (2 часа)
Теория 1: Знакомство с обучающимися. Знакомство с основными
разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами
поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор
репертуара.
Практика 1: Вокальные упражнения.
Разучивание песни: «Твои ученики» Ю.Чичков, М.Дербенев. (2 часа)
Теория 1: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными
данными обучающихся.
Практика 1: Разучивание песни: «Твои ученики».
Разучивание песни «Твои ученики» (2 часа)
Практика 1: Разучивание и исполнение песни: «Твои ученики».
Разучивание песни «Я возьму этот большой мир» Чернышев. (2 часа)
Теория 1: Строение голосового аппарата, техника безопасности,
включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых
связок.
Практика 1: Разучивание и исполнение песни «Я возьму этот большой
мир».
Разучивание «Твои ученики», «Я возьму этот большой мир» (2 часа)
Практика 1: Разучивание и исполнение песни «Я возьму этот большой
мир».
Вокальные упражнения, разучивание «Ходит песенка по кругу» (2
часа)
Практика 1: Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Практика 2: Разучивание «Ходит песенка по кругу».
Работа над дикцией, интонационные упражнения. (2 часа)
Практика 1-2: Навыки пения сидя и стоя. Работа над ровным звучанием во
всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и
грудной регистры.
Разучивание песни: «Ходит песенка по кругу» (2 часа)
Практика 1-2: Разучивание и исполнение песни «Ходит песенка по кругу».
Вокальные упражнения, дикция, интонация (2 часа)
Практика 1-2: Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный свободный звук без крика и напряжения.
Исполнение песен (2 часа)
Теория1: Мягкая атака звука.
Практика 1: Исполнение песен по выбору обучающихся.
Вокальные упражнения (2 часа)
Теория 1: Способы округления гласных и их формирования в различных
регистрах (головное звучание).
Практика 1: Формирование навыка округления гласных.
Разучивание песни: Ю. Вережников «Под Новый год» (2 часа)
Теория 1: Формирование правильных навыков дыхания.
Практика 1: Разучивание песни: Ю. Вережников «Под Новый год».
Разучивание песни: Ю. Вережников «Под Новый год» (2 часа)
Практика 1-2: Исполнение песни «Под Новый год»
Разучивание песни: муз. И. Ермолов «Падают снежинки» (2 часа)
Теория 1: Одновременный вдох и начало пения.
Практика 1: Разучивание песни: муз. И. Ермолов «Падают снежинки».
Разучивание песни: муз. Вережникова «Зимний вальс» (2 часа)
Теория 1: Смена дыхания в процессе пения.
Практика 1: Разучивание песни: муз. Вережникова «Зимний вальс»
Разучивание песни: муз. Вережникова «Зимний вальс» (2 часа)
Практика 1-2: Исполнение песни: муз. Вережникова «Зимний вальс».
Исполнение песен (2часа)
Практика 1-2: Исполнение песен по выбору обучающихся.
Вокальные упражнения (2 часа)
Теория 1: Формирование правильного певческого произношения слов.
Практика 1: Вокальные упражнения.
Разучивание песни: муз. А. Куреляк «Мы – Россия» (2 часа)
Теория 1: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые
определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или
дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение
от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка
во рту).
Практика 1: Разучивание песни: муз. А. Куреляк «Мы – Россия».
Е. Шмаков «Детские страдания» (2 часа)
Теория 1: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот,
правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения
нижней челюсти, свободное положение языка во рту.
Практика 1: Разучивание песни «Детские страдания».
Е. Шмаков «Детские страдания» (2 часа)
Теория 1: Правильное произношение гласных и согласных звуков.
Практика 1: Исполнение песни «Детские страдания».
Разучивание песни: А. Куреляк «Сердце матери» (2 часа)
Теория 1: Знакомство с простыми ритмами и размерами.
Практика 1: Разучивание песни «Сердце матери».
Разучивание песни: А. Куреляк «Сердце матери» (2 часа)
Теория 1: Понятие единства музыкального звучания.
Практика 1: Исполнение песни «Сердце матери».
Разучивание песни: В. Ударцев «Подари улыбку» (2 часа)
Теория 1: Работа над чистотой интонирования в произведениях с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Практика 1: Разучивание и исполнение песни «Подари улыбку».
Исполнение песен (2 часа)
Практика 1-2: Исполнение песен по выбору обучающихся.
Разучивание песни: Ю. Купцова «Дети солнца» (2 часа)
Теория 1: Специальные приёмы работы над навыками мелодического и
гармонического строя при пении.
Практика 1: Разучивание песни: Ю. Купцова «Дети солнца»
Разучивание песни: Ю. Купцова «Дети солнца» (2 часа)
Теория 1: Понятие фонограмма (минусовая, плюсовая).
Практика 1: Исполнение песни: Ю. Купцова «Дети солнца»
Исполнение песен (2 часа)
Теория 1: Правила набора голосов в партии ансамбля.
Практика 1: Исполнение песен по выбору обучающихся.
Вокальные упражнения (2 часа)
Теория 1: Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии.
Практика 1: Игра «Музыкальные прятки». Музыкально –ритмические
скороговорки.
Исполнение песен (2 часа)
Теория 1: Соединение музыкального материала с танцевальными
движениями.
Практика 1: Исполнение песен по выбору обучающихся.
Разучивание песни: « Эти запахи победы» (2 часа)
Теория 1: Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и
технически сложных мест.
Практика 1: Разучивание песни: « Эти запахи победы».
Разучивание песни: « Эти запахи победы» (2 часа)
Теория 1: Культура поведения на сцене.
Практика 1: Исполнение песни: « Эти запахи победы».
Разучивание песни: «Мы любим вас учителя родные» (2 часа)
Теория 1: Сценический образ.
Практика 1: Разучивание песни: «Мы любим вас учителя родные».
Итоговое занятие. (2 часа).
Практика 1-2: Итоговый концерт.
1.4. Планируемые результаты и формы аттестации
Система учета достижений - единая система учета личных достижений
детей в различных дополнительных общеобразовательных программах,
включая программы внеурочной деятельности в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования,
основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и
его представления на портале, с соблюдением всех требований
законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень Обучающиеся демонстрируют высокую
освоения
заинтересованность в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы, выполняют задание самостоятельно. На
итоговом тестировании показывают отличное знание
теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в качественный продукт. Сами
проявляют творчество и инициативу в организации
общественно полезных дел.
Средний уровень Обучающиеся демонстрируют достаточную
освоения
заинтересованность в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы, выполняют задания при консультативной
помощи педагога. На итоговом тестировании
показывают хорошее знание теоретического материала,
практическое применение знаний воплощается в
продукт, требующий незначительной доработки. Охотно
участвуют в общественно полезных делах, но сами не
проявляют инициативы.
Низкий уровень Обучающиеся демонстрируют низкий уровень
освоения
заинтересованности в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы, выполняют задания по инструкции, под
руководством педагога. На итоговом тестировании
показывают недостаточное знание теоретического
материала, практическая работа не соответствует
требованиям, без желания участвуют в общественно
полезных делах.
Также результатом успешного освоения программы является
результативное участие членов кружка в конкурсах и в работе научнопрактических конференций различного уровня.
1.4.1. Планируемые результаты реализации программы:
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному
искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать вокальнохоровые произведения, размышлять о музыке как способе выражения
духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального
искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения
отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,
региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при
воплощении
художественно-образного
содержания
музыкальных
произведений в различных видах внеурочной деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для
организации содержательного культурного досуга во внеурочной и
внешкольной деятельности;
участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых
произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных
фестивалей и конкурсов и др.
Метапредметные результаты:
наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во
внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического
многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в жизни микро- и макро-социума;
овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение
корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределение функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном
разнообразии;
формирование личностного смысла постижения хорового искусства и
расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении
различных музыкальных творческих задач.
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к
историко-культурным традициям других народов.
1.4.2. Формы аттестации
Результативность усвоения программы с достижением поставленных цели
задач и проводится с помощью системы педагогической диагностики:
входная, промежуточная (по итогам каждого занятия в форме учебного
отчета), итоговая (в форме итогового концерта).
Входная диагностика при полном курсе Программы проводится в виде
творческого прослушивания обучающихся.
Формы промежуточного контроля:
подведение итогов занятия проводятся в виде мониторинга,
выполнения творческих работ.
Итоговая аттестационная работа и рейтинговый анализ деятельности
Подведение итогов реализации программы проводится на последнем
итогово-обобщающем занятии в форме творческого отчета (концерта).
Одним из показателей результативности реализации программы является
сохранность контингента детей.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год обучения
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
1
год сентябрь
обучения
май
Кол-во Колучебны во
х
дней
недель
34
34
Колво
часов
68
Режим
занятий
(кол-во
и
продолжительность
занятий в неделю)
1 раз в неделю
2 занятия
(90
минут)
2.2. Календарно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Наименование раздела,
темы занятия
Вводное занятие.
Вокальные
упражнения
Разучивание песни:
«Твои ученики»
Ю.Чичков,
М.Дербенев.
Разучивание песни
«Твои ученики»
Разучивание песни
«Я возьму этот
большой мир»
Чернышев.
Разучивание «Твои
ученики», «Я возьму
этот большой мир»
Вокальные
упражнения,
разучивание «Ходит
песенка по кругу»
Работа над дикцией,
интонационные
упражнения.
Разучивание песни:
«Ходит песенка по
кругу»
Вокальные упр.,
дикция, интонация
Исполнение песен
Вокальные
упражнения
Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
2
1
1
2
-
2
2
1
1
2
-
2
2
1
1
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
2
1
1
1
1
Дата по
плану
Дата по
факту
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Разучивание песни:
Ю. Вережников «Под
Новый год»
Разучивание песни:
Ю.
Вережников «Под
Новый год»
Разучивание песни:
муз. И.
Ермолов «Падают
снежинки»
Рапзучивание песни:
муз.
Вережникова
«Зимний вальс»
Рапзучивание песни:
муз.
Вережникова
«Зимний вальс»
Исполнение песен
Вокальные
упражнения
Разучивание песни:
муз. А. Куреляк «Мы
– Россия»
Е. Шмаков «Детские
страдания»
Е. Шмаков «Детские
страдания»
Разучивание песни:
А. Куреляк «Сердце
матери»
Разучивание песни:
А. Куреляк «Сердце
матери»
Разучивание песни:
В. Ударцев «Подари
улыбку»
Исполнение песен
Разучивание песни:
Ю. Купцова «Дети
солнца»
Разучивание песни:
Ю. Купцова «Дети
2
1
1
2
-
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
2
1
1
28
29
30
31
32
33
34
Итого
солнца»
Исполнение песен
Вокальные
упражнения
Исполнение песен
Разучивание песни: «
Эти запахи победы»
Разучивание песни: «
Эти запахи победы»
Разучивание песни:
«Мы любим вас
учителя родные»
Итоговое занятие
68
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
-
2
2
1
1
2
-
2
24
44
2.3. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Условия эффективной реализации образовательной программы:
2.3.1. Кадровые:
- педагог дополнительного образования, имеющий профильное
образование (творческого направления), систематически повышающий
уровень профессиональной квалификации.
2.3.2. Материально-технические и методические материалы:
Адрес осуществления образовательной деятельности:
172840 Тверская обл. п.Плоскошь, ул. Первомайская д.1
Учебный кабинет расположен в здании МБОУ Плоскошская СОШ и
соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными правилами.
Для успешной реализации программы имеется следующее
материально-техническое и методическое обеспечение программы:
Материалы, оборудование
Компьютер и мультимедийное
музыкальное оборудование
Канцелярские принадлежности:
шариковые ручки.
Методические разработки
и Лекционный материал
темам раздела
Дидактический,
информационный,
справочный материалы на
различных носителях
по 1.Правила
безопасности
техники
2. Презентации:
Строение
голосового
аппарата,
Умение
воспроизвести ритмический
Оборудование:
Микрофоны,
инструменты
Расходные материалы:
рисунок мелодии, Соединение
музыкального материала с
танцевальными движениями.
3. Видеозаписи концертных
программ.
бумага
4. Дидактический материал:
музыкальные
Игры,
кроссворды,
иллюстрации
музыкальных
инструментов,
картинкииллюстрации детских песен.
5. Литература:
Далецкий О.Н. «О пении»,
Далецкий О.Н. «Обучение
эстрадных певцов», Дмитриев
Л.Б.
«Основы
вокальной
методики»
6.Интернет ссылки:
1.http://www.mp3sort.com/
2.http://s-k.forum2x2.ru/
index.htm
3.http://forums.minusfanera.com/index.php
4.http://alekseev.numi.ru/
5.http://talismanst.narod.ru/
2.4. Программа воспитания
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению;
взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское
общество (социально значимых знаний); формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний. Разработчик программы конкретизирует задачи воспитания детей по программе с учётом её предметного
содержания, направленности.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным
нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей. Для решения задач воспитания при реализации образовательной
программы необходимо создавать и поддерживать определённые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации любой
программы составляют целевые ориентиры воспитания как ожидаемые
результаты воспитательной деятельности в процессе реализации программы.
Целевые ориентиры воспитания условно разделяются на две группы:
основные и дополнительные.
Основные целевые ориентиры определяются на основе российских базовых
конституционных ценностей с учётом целевых ориентиров результатов
воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях (Примерная
рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций /
Одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 23.06.2022
№ 3/22; федеральная рабочая программа воспитания в федеральных основных общеобразовательных программах), что обеспечивает единство содержания воспитания, воспитательной деятельности, воспитательного пространства во всех образовательных организациях, в которых обучаются дети.
Дополнительные целевые ориентиры воспитания обусловлены содержанием
и формами реализации конкретной программы с учётом образовательных
потребностей детей, их семей, родителей (законных представителей) в развитии у детей различных способностей и позитивных личностных качеств, особенностей региональных и местных социокультурных условий дополнительного образования детей. Дополнительные целевые ориентиры не должны
противоречить основным целевым ориентирам, основанным на российских
базовых конституционных ценностях.
Основные целевые ориентиры воспитания направлены на формирование:
уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, до-
стижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта,
опыта участия в концертах, выставках и т. п.; стремления к сотрудничеству,
уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности; опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России; опыта художественного творчества как социально
значимой деятельности.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают
опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к
нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия детей (тренировки, репетиции, конструирование,
подготовка к конкурсам, соревнованиям, туристическим походам, выставкам,
участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений
в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: концерты, конкурсы, соревнования, выставки
выступления, презентации проектов и исследований, туристические слёты —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, воспитанники интерната, опекаемые обучающиеся, обучающиеся из семей СОП), обучающимся с отклоняющимся поведением «группы риска»- создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
-формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
-построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
-формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
-создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы педагогов дополнительного
образования, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
-личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Методы оценки результативности реализации программы в части воспитания:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов сосредотачивается на проявлении в деятельности детей и в её результатах определённых в данной программе целевых ориентиров воспитания, а также на
проблемах и трудностях достижения воспитательных задач программы;
— оценку творческих и исследовательских работ и проектов
экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые
внешние эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных
результатов, поскольку в индивидуальных творческих и исследовательских
работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения
программы и личностные качества каждого ребёнка;
— отзывы, интервью, материалы рефлексии,
которые
предоставляют
возможности для выявления и анализа продвижения детей (индивидуально и
в группе в целом) по выбранным целевым ориентирам воспитания в процессе
и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия
детей в деятельности по программе.
Оценка уровня воспитанности обучающегося осуществляется по
следующим уровням:
Критерии оценки
Форма
отслеживания
МИНИМАЛЬНЫЙ (М)
УДОВЛЕТВОРИТЕ
ЛЬНЫЙ (У)
ОБЩИЙ (О)
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия
Обучающийся при помощи педагога
выполняет некоторые предложенные
задания.
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия
Обучающийся
выполняет
все
предложенные задания с частичной
помощью педагога.
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия
Обучающийся
выполняет
все
предложенные задания самостоятельно.
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия
ВЫСОКИЙ (В)
Обучающийся не может выполнить
самостоятельно предложенные задания,
помощь со стороны педагога не
принимает.
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1.
2.
Название события, мероприятия
Сроки
КТД «День Зна- сентябрь
ний»
КТД «День учи- октябрь
теля»
Практический
результат и информаФорма проведеционный продукт,
ния
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Коллективная
Выступление
работа
Коллективная и Праздничный концерт
индивидуальная
работа
3.
КТД «День
матери»
ноябрь
Коллективная и Праздничный концерт
индивидуальная
работа
4.
Новый год
декабрь
5.
Вахта памяти ко январь
Дню Освобождения Торопца
Районный кон- февраль
курс вокалистов, посвящённый Дню защитника Отечества
КТД «8 марта» март
Коллективная
работа
Коллективная
работа
6.
7.
Участие в новогоднем представлении
Выступление
Коллективная и Участие в конкурсе
индивидуальная
работа
Коллективная и Праздничный концерт
индивидуальная
работа
8.
Конкурс песен
и стихотворений к 9 мая
апрель
Коллективная и Праздничный концерт
индивидуальная
работа
9.
КТД «Последний звонок»
май
Коллективная
работа
Выступление
2.5. Информационные источники и литература
Список литературы для учителя
1. Г.А.Суязова Мир вокального искусства Волгоград, 2009 г.
2. Емельянова Д.Б. «Развитие певческого диапазона» Екатеринбург,
2000 г.
3. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца". Москва 2010 г.
4. Осеннева М.С. Самарин В.А. «Хоровой класс и практическая работа с хором» Москва 2003 г.
Литература для обучающихся:
1. Г.Т.Соколова детские частушки для друга и подружки Ярославль
2007г.
2. И.Агапова М.Давыдова Музыкальные игры и праздники М.2008г.
3. Л.В.Светличная Сказка о музыке Москва 2010 г.
4. Т.Н.Образцова Музыкальные игры для детей Москва 2009 г.
Список интернет – ресурсов для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/