Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
Принята
Утверждаю
на заседании педагогического совета
Директор школы______/Балакирева Д.А./
Протокол №- 1 1 от «19» августа 2025 г.
Приказ №-148 от «19» августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юные инспекторы дорожного
движения»
Уровень: стартовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Автор-составитель:
Смирнов Николай Петрович,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
п. Плоскошь, 2025 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Введение
В современных условиях интенсивного и стремительного движения
транспорта на улицах и дорогах возрастает количество дорожнотранспортных происшествий, в том числе с участием детей и подростков.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у
обучающихся знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и
улицах. В основу программы заложена концепция безопасности дорожного
движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожнотранспортного процесса, что способствует формированию сознательного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих
участников дорожного движения, системы знаний и практических навыков
безопасного поведения на дорогах.
Нормативно-правовое обоснование разработки программы
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана на
основе следующей нормативно-правовой базы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31 марта 2022 г. N 678-р;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам,
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий»;
9. Устав МБОУ Плоскошская СОШ;
10.Программа воспитания МБОУ Плоскошская СОШ.
Направленность программы
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» имеет социальногуманитарную направленность. Направлена на формирование у детей и
подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и
правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих
как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций.
Актуальность и новизна программы
Актуальность программы
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную
реальность
возникновения
дорожно-транспортных
происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на
больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с
остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной
дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной
безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий
нарушений.
Донести эти знания до обучающихся, выработать в них потребность в
соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и
состоит задача учителя и кружка ЮИДД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в
непринужденной обстановке производит на детей более сильное
впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все
усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков,
сочинений, анализ проблемных ситуаций.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил
дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В случае, когда обучающийся чувствует себя водителем, отвечающим за
положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать
поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание
основ медицинских навыков оказания первой помощи в аварийной ситуации
помогает обучающимся уверенней чувствовать себя в жизни.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что
в
программе «Юные
инспекторы
дорожного
движения»
используются
современные
педагогические технологии: проектирование, организаторские методы,
информационные технологии обучения.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключаются в том, что реализация её
позволит обучающимся получить систематизированное представление об
опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить
влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать
алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей, освоить
практическую часть программы на более высоком уровне с использованием
Интернет ресурсов.
Главные принципы:
1.
Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса
школы;
2.
Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;
3.
Предполагает постепенное усложнение материала;
4.
Добровольность участия в данном виде деятельности;
5.
Активность и творческий подход к проведению мероприятий;
6.
Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения.
Педагогическая целесообразность
Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с
сотрудниками ГИБДД. Работа проводится в форме теоретических и
практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок
зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и
углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей в возрасте 11-14 лет.
Условия набора детей в объединение
Противопоказаний по физическому здоровью и других причин отказа в
обучении ребенка (кроме выхода за рамки указанного в программе возраста)
для освоения программы нет. При работе с обучающимися, имеющими
особенные возможности здоровья, ряд занятий вне учебной аудитории могут
быть заменены на другую форму работы, позволяющую усвоить
необходимый материал.
Срок освоения программы и её объём
Режим занятий
Полный курс программы рассчитан на 1 учебный год (9 месяцев)
в объеме 34 часов (34 учебных недель).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 час – 45 минут).
Наполняемость группы 10- 15 человек.
Формы и методы реализации программы или
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения: очная
Формы занятий:
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» предназначена для
обучающихся, проявляющих интерес к вопросам личной безопасности на
дорогах и в транспорте.
Теоретическая
часть
подкрепляется
практической
деятельностью,
направленной на исследовательские задания, игровые занятия, занятияпрактикумы. Средствами эффективного усвоения программы курса являются
творческие задания, практические работы, проекты, изготовление листовок,
плакатов и др. Часть занятий проводится аудиторно (в классе), часть – в виде
акций отряда ЮИД и выездных соревнований.
Для успешной реализации этого подхода использовать активные методы
обучения: игра, мозговой штурм, групповая дискуссия, анализ потенциально
опасных ситуаций и др. Основное назначение программы связано с
формированием личностных ориентаций обучающихся в сфере дорожного
движения.
По итогам освоения курса предполагается создание
обучающимися
портфолио, в которое входят фотографии и творческий отчет итогового
учебного продукта на тему: «Деятельность отряда юных инспекторов
дорожного движения».
Форма организации: очная, аудиторная.
Методы:
Для достижения эффективности образовательного процесса применяются
следующие методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные. Обучающиеся воспринимают готовую
информацию, предоставляемую преподавателем или из учебных материалов.
- Репродуктивные. Обучающиеся получают информацию целиком и
полностью от преподавателя, а не добывают её самостоятельно.
- Проблемного изложения. Преподаватель ставит проблему и демонстрирует
пути её решения обучающимися.
- Частично-поисковые. Обучающиеся активно участвуют, самостоятельно
решая часть поставленной проблемы. Преподаватель направляет их
деятельность и помогает найти выход.
- Исследовательские. Обучающиеся самостоятельно исследуют проблему и
находят способы преодолеть её. Преподаватель выступает в роли
консультанта и помощника.
- Методы стимулирования и мотивации. Направлены на создание условий
для повышения мотивации обучающихся к учёбе. К ним относятся
поощрение, создание ситуаций успеха, использование игровых практик и
другие.
-Контроль и самоконтроль. Направлены на проверку и оценку результатов
обучения, а также на формирование у обучающихся навыков самоконтроля.
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:
Сформировать у
обучающихся
потребность
в изучении
правил
дорожного движения и осознанное к ним отношение;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи;
Повысить интерес обучающихся к велоспорту;
-Развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
Воспитывать
чувство
ответственности, культуры безопасного
поведения на дорогах и улицах;
Выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и
дорожную этику.
1.3. Содержание программы
№
п/п
Название
разделов и тем
Учебный план
Количество часов
всего
Теоретические
Практические
1.
Введение в
2
1
1
2
образовательную
программу
кружка.
История
правил
дорожного
движения.
1
1
0
18
4
3.
Изучение правил 22
дорожного
движения.
Форма
проведения
промежуточной
аттестации
Тестирование.Пра
ктические
занятия. Участие в
конкурсе
«Безопасное
колесо».
4
Основы
оказания
первой
медицинской
доврачебной
помощи.
5
2
3
5
Фигурное
вождение
велосипеда.
4
0
4
ИТОГО:
34
22
12
Содержание учебного плана:
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели,
задачи
кружка
ЮИД.
Утверждение
программы.
Организационные
вопросы
(структура
отряда,
положение,
обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2.
История правил дорожного движения.
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о
первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3.
Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.
Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода
дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего
транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования
движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные
площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта,
перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса.
Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат
указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее
характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий
временной разметки противоречат значениям линий постоянной
разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование.
Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок.
Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для
регулирования движения через железнодорожные переезды.
Распределение приоритета между участниками дорожного движения.
Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме
реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств,
подающих
специальные
сигналы.
Транспортные
средства,
оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и
специальным
звуковым
сигналом.
Транспортные
средства,
оборудованные маячками желтого
или оранжевого
цвета.
Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета
и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие
правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик.
Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках.
Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки
неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных
дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных
транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств,
предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения
движения в случаях, когда движение через переезд запрещено.
Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние
велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части
дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных
условий на движение транспортных средств. Тормозной и
остановочный путь. Дорожные ловушки. Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД,
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим
вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не
видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Домшкола-дом». Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской
помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание
первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Транспортировка пострадавшего,
иммобилизация.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при
кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах,
обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5.
Фигурное вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и
рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов:
Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда
велосипедистами
пешеходного
перехода.
Движение
групп
велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на
велосипеде. Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
1.4. Планируемые результаты.
В процессе реализации программы у обучающихся будут сформированы
результаты:
Личностные
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные:
Результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного
движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Предметные:
- Формирование первоначальных представлений о значении правил
безопасности дорожного движения;
- Овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
Сократить количество дорожно-транспортных происшествий с участием
обучающихся;
Повысить уровень теоретических знаний правил дорожного движения;
Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
Повысить дорожную грамотность обучающихся;
Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой;
Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге;
Обучающиеся будут иметь сформированные элементы IT-компетенций.
Ожидаемые результаты
Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися
правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах,
соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в
пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников,
результатами учебного тестирования.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год обучения
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
1
год сентябрь
обучения
май
Кол-во Колучебны во
х
дней
недель
34
34
Колво
часов
Режим
занятий
(кол-во
и
продолжительность
занятий в неделю)
1 раз в неделю
1 занятие
(45
минут)
34
2.2. Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела, темы занятия
1
Введение в образовательную
программу кружка.
История
правил дорожного движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение правил дорожного
движения.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
1
1
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
-
2
2
2
-
2
2
-
2
2
-
Дата по
плану
Дата по
факту
13
14
15
16
17
18
Итого
Изучение правил дорожного
движения.
Основы
оказания первой
медицинской доврачебной
помощи.
Основы
оказания первой
медицинской доврачебной
помощи.
Основы
оказания первой
медицинской доврачебной
помощи.
Фигурное вождение
велосипеда.
Фигурное вождение
велосипеда.
34
2
-
2
2
2
-
2
-
2
1
-
1
2
-
2
2
-
2
22
12
2.3. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Условия эффективной реализации образовательной программы:
2.3.1. Кадровые:
- педагог дополнительного образования, имеющий профильное
образование (творческого направления), систематически повышающий
уровень профессиональной квалификации.
2.3.2. Материально-технические и методические материалы:
Адрес осуществления образовательной деятельности:
172840 Тверская обл. п.Плоскошь, ул. Первомайская д.1
Учебный кабинет расположен в здании МБОУ Плоскошская СОШ и
соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными правилами.
Для успешной реализации программы имеется следующее
материально-техническое и методическое обеспечение программы:
Материалы, оборудование
Методические разработки
Компьютер и мультимедийное Лекционный материал
оборудование
темам раздела
Дидактический, информационный,
справочный материалы на
различных носителях
по 1.Правила техники безопасности
Канцелярские принадлежности:
шариковые ручки.
Оборудование:
Наборы
дорожных
знаков,
автогородок,
манекен
для
оказания первой медицинской
помощи.
2. Презентации:
Правила дорожного движения для
пешеходов,
Дорожные
знаки,
Правила оказания первой помощи,
Правила для велосипедистов.
3. Видеоролики по правилам
дорожного движения.
4. Дидактический материал:
Игры,
кроссворды,
карточки-задания,
дорожных знаков
Расходные материалы:
бумага,
тренинги,
наборы
5. Литература:
Г о л о в к о В. В. Основы
безопасности дорожного движения,
Д м и т р у к В. П. Правила
дорожного
движения
для
школьников, К у п е р м а н А. И.
Безопасность дорожного движения.
6.Интернет ссылки:
http://bdd-eor.edu.ru/
http://www.gibdd.ru/
http://mir.pravo.by/library/azbuka/
azbukadorbez/znaki/
https://podrostok.edu.yar.ru/
streetlaw/pdd/index.html
2.3.3. Формы аттестации
Проверка знаний осуществляется в форме:
- итогового тестирования по Правилам дорожного движения и основам
безопасности дорожного движения;
- зачет по оказанию первой медицинской помощи;
- итоговой эстафеты по фигурному вождению велосипеда;
-итогового зачета по вождению велосипеда в условиях автогородка.
Обучающиеся, наиболее успешно освоившие программу, принимают участие
в ежегодных районных соревнованиях – слетах юных инспекторов движения
«Безопасное колесо».
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень Обучающиеся демонстрируют высокую
освоения
заинтересованность в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы, выполняют задание самостоятельно. На
итоговом тестировании показывают отличное знание
теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в качественный продукт. Сами
проявляют творчество и инициативу в организации
общественно полезных дел.
Средний уровень Обучающиеся демонстрируют достаточную
освоения
заинтересованность в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы, выполняют задания при консультативной
помощи педагога. На итоговом тестировании
показывают хорошее знание теоретического материала,
практическое применение знаний воплощается в
продукт, требующий незначительной доработки. Охотно
участвуют в общественно полезных делах, но сами не
проявляют инициативы.
Низкий уровень Обучающиеся демонстрируют низкий уровень
освоения
заинтересованности в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы, выполняют задания по инструкции, под
руководством педагога. На итоговом тестировании
показывают недостаточное знание теоретического
материала, практическая работа не соответствует
требованиям, без желания участвуют в общественно
полезных делах.
Также результатом успешного освоения программы является
результативное участие членов кружка в конкурсах и в работе научнопрактических конференций различного уровня.
2.4. Программа воспитания
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания обучающихся заключаются в усвоении ими знаний
норм, духовно- нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество (социально значимых знаний); формировании и
развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам,
ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Разработчик программы конкретизирует задачи воспитания детей по
программе с учётом её предметного содержания, направленности.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между
ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным
нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей. Для решения задач воспитания при реализации образовательной
программы необходимо создавать и поддерживать определённые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации любой
программы составляют целевые ориентиры воспитания как ожидаемые
результаты воспитательной деятельности в процессе реализации программы.
Целевые ориентиры воспитания условно разделяются на две группы:
основные и дополнительные.
Основные целевые ориентиры определяются на основе российских базовых
конституционных ценностей с учётом целевых ориентиров результатов
воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях (Примерная
рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций /
Одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 23.06.2022
№ 3/22; федеральная рабочая программа воспитания в федеральных
основных общеобразовательных программах), что обеспечивает единство
содержания воспитания, воспитательной деятельности, воспитательного
пространства во всех образовательных организациях, в которых обучаются
дети.
Дополнительные целевые ориентиры воспитания обусловлены содержанием
и формами реализации конкретной программы с учётом образовательных
потребностей детей, их семей, родителей (законных представителей) в
развитии у детей различных способностей и позитивных личностных
качеств, особенностей региональных и местных социокультурных условий
дополнительного образования детей. Дополнительные целевые ориентиры не
должны противоречить основным целевым ориентирам, основанным на
российских базовых конституционных ценностях.
Основные
целевые
формирование:
ориентиры
воспитания
направлены
на
готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения
гражданских обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения;
неприятия
дискриминации,
экстремизма,
терроризма,
коррупции;
национального, этнокультурного самосознания; ценностного отношения к
отечественной культуре; уважения к старшим, людям труда, педагогам,
сверстникам; способности к командной деятельности; готовности к анализу и
представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости,
последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в
совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития,
творческой
самореализации.
Практические занятия детей (тренировки, репетиции, конструирование,
подготовка к конкурсам, соревнованиям, туристическим походам, выставкам,
участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в
которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в
области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность
командной деятельности и взаимопомощи.
на
успех,
готовность
к
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выставки выступления,
презентации проектов и исследований, туристические слёты — способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную
сферу обучающихся.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, воспитанники интерната, опекаемые обучающиеся, обучающиеся из семей СОП), обучающимся с отклоняющимся поведением «группы риска»- создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
-формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
-построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
-формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
-создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы педагогов дополнительного
образования, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефекто-
логов;
-личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Методы оценки результативности реализации программы в части воспитания:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов сосредотачивается на проявлении в деятельности детей и в её результатах определённых в данной программе целевых ориентиров воспитания, а также на
проблемах и трудностях достижения воспитательных задач программы;
— оценку творческих и исследовательских работ и проектов
экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые
внешние эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных
результатов, поскольку в индивидуальных творческих и исследовательских
работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения
программы и личностные качества каждого ребёнка;
— отзывы, интервью, материалы рефлексии,
которые
предоставляют
возможности для выявления и анализа продвижения детей (индивидуально и
в группе в целом) по выбранным целевым ориентирам воспитания в процессе
и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия
детей в деятельности по программе.
Оценка уровня воспитанности обучающегося осуществляется по
следующим уровням:
УДОВЛЕТВОРИТЕ
ЛЬНЫЙ (У)
МИНИМАЛЬНЫЙ (М)
Критерии оценки
Обучающийся не может выполнить
самостоятельно предложенные задания,
помощь со стороны педагога не
принимает.
Обучающийся при помощи педагога
выполняет некоторые предложенные
задания.
Форма
отслеживания
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия
ОБЩИЙ (О)
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия
Обучающийся
выполняет
все
предложенные задания самостоятельно.
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия
ВЫСОКИЙ (В)
Обучающийся
выполняет
все
предложенные задания с частичной
помощью педагога.
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Название
события,
мероприятия
Составление
безопасного
маршрута
«Школа - дом»
Создание
буклетов по
БДД
Конкурс
презентаций по
ПДД
Викторина по
ПДД
Беседа
по
правилам
дорожного
движения
Сроки
Сентябрь
Практический
результат и
информационный
Форма
продукт,
проведен
иллюстрирующий
ия
успешное
достижение
цели события
Индивидуаль Маршруты
ная работа
Октябрь
Коллективн
ая работа
Ноябрь
Индивидуаль Защита презентаций
ная работа
Декабрь
Групповая
работа
Коллективн
ая работа
Январь
Буклет
Результаты викторины
Фотоотчёт
2.5. Информационные источники и литература
Список литературы для педагога
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. - М., 2022.
2. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых
организаций. - М.
3. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М., 2024
4. Каргина, 3.А. Особенности воспитательной работы
дополнительного образования детей [Электронный ресурс].
в
системе
–URL:https://pandia.ru/text/77/456/934.php(дата обращения: 27.05.2021 г.)
5. Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовое и
информационно- образовательное обеспечение. – Волгоград: Учитель, 2015.
237с.
6. Орлов Ю.Б.Правила дорожного движения. Учебное пособие для
учащихся 4- 5 классов. - М.
7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.
8. Правила дорожного движения – М., 2010
9. Программа воспитания: что это такое, зачем нужна и как разработать
[Электронный ресурс].
–URL:https://eduregion.ru/k-zhurnal/programma-vospitaniya-chto-eto-takoe/(дата
обращения: 27.05.2021 г.)
10. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. «Изучение Правил дорожного
движения: Книга для учителя» - М., Народная асвета.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Боровой Е.В. «Красный, желтый, зеленый» - Мн. Народная асвета.
2. Дитрих А.К. «Почемучка – Детское справочное бюро» М., Астрель.
3. Дорожная безопасность: учебная книжка- тетрадь. – М., Третий Рим.
4. Извекова Н.А. «Правила дорожного движения – учебное пособие»
М., Просвещение.
5. Лаппо Н.В. «100 задач по Правилам дорожного движения» - Минск,
Народная асвета.
6. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в
школе. М.
Список интернет – ресурсов
https://www.google.com/url?q=http://mir.pravo.by/library/azbuka/azbukadorbez/
&sa=D&ust=1571205933179000
https://www.google.com/url?q=http://
perekrestok.ucoz.com&sa=D&ust=1571205933175000
https://www.google.com/url?q=http://mir.pravo.by/info/games/waytoschool/
&sa=D&ust=1571205933180000
https://www.google.com/url?q=http://mir.pravo.by/library/azbuka/azbukadorbez/
&sa=D&ust=1571205933179000
https://www.google.com/url?q=http://azbez.com/safety/
road&sa=D&ust=1571205933178000