Юные натуралисты

Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Плоскошская средняя общеобразовательная школа
Рекомендована к рассмотрению на

педагогическом совете
Зам. директора по ВР

«УТВЕРЖДАЮ» :

Королькова Н.П.

Директор______Д.А.Балакирева

Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 11от 19.08.2025 г.

Приказ № 148 «19» августа 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
естественно-научной направленности

«Юные натуралисты»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

Уровень: стартовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Автор-составитель:
Смирнова Елена Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

п. Плоскошь, 2025 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные
натуралисты» имеет естественно-научное направление. Данная программа опирается
на программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Практическая
направленность содержания программы заключается в том, что она обеспечивает
приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в
процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения
конкретных задач. Цель современного экологического образования - научить людей
жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на
экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в
настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим вся
воспитательная и образовательная экологическая деятельность должна быть
сконцентрирована, прежде всего на решении именно этой решающей для судеб
человечества задачи.
Нормативно-правовое обоснование разработки программы
Программа «Юные натуралисты» разработана на основе следующей нормативноправовой базы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации»;
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31
марта 2022 г. N 678-р;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685» (рзд.VI.
Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
10.Устав МБОУ Плоскошская СОШ;
11. Программа воспитания МБОУ Плоскошская СОШ
Направленность программы
Настоящая программа имеет естественно-научную направленность.
Образовательная деятельность по программе направлена на:
-

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном
развитии;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
-

профессиональную ориентацию обучающихся;

-

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

-

формирование общей культуры обучающихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.

Программа направлена на формирование духовно-нравственных, патриотических,
научно-познавательных качеств. При реализации
содержания
программы
расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов
окружающего
мира,
литературного
чтения,
изобразительного искусства,
технологии.

Актуальность и новизна программы
Актуальность программы
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для
творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на
формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Новизна программы
Представленная в программе система разнообразных занятий способствует
формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и
предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе
экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту.
Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует
формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и
гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления
всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты
решения различных проблем.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии,
биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению,
формирует у учащихся экологическую грамотность.)
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные натуралисты» относится к стартовому уровню обучения и является
одногодичной. Программа предусматривает некоторые отличительные особенности:
- Межпредметный подход. Программа включает в себя элементы экологии, биологии,
истории и географии.
-Использование игровых технологий. Занятия
поддерживать интерес к обучению у обучающихся.

в

игровой

форме

позволяют

- Чередование коллективной и индивидуальной деятельности. Обучающимся дают
самостоятельные задания с учётом их возможностей и предпочтений.

- Экскурсии в природу. Они помогают накапливать конкретные знания о разнообразии
растительного и животного мира, формировать такие качества, как дружба и личная
ответственность за общее дело.
- Практические работы. В основу занятий положены практические работы.
- Проведение массовых мероприятий. Программа предусматривает проведение
праздников, выставок, конкурсов и других мероприятий.
- Развитие исследовательских навыков. Обучающиеся учатся вести и описывать
наблюдения, делать сравнения и выводы, проводить опыты, а также работать с
различными информационными источниками.
Образовательно-воспитательный процесс выстраивается с использованием
материально-технического оснащения учебного кабинета биологии и центра
естественно-научной направленности «Точка Роста», оборудованных в соответствии с
современными требованиями.
Материал программы базируется на знаниях, полученных при изучении в школе
предметов: окружающий мир, биология, география.
Практическая подготовка обучающихся при изучении некоторых тем программы и
выполнении практических заданий базируется на умениях и навыках
исследовательской деятельности обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся
не просто изучают основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познают себя в
каждой из них. С целью формированию интереса к предметам естественно-научного
цикла, расширения кругозора учащихся создан
курс «Юные натуралисты».
Характерной особенностью данного курса является его нацеленность на
формирование исследовательских умений школьников, развитие логического,
абстрактного мышления. На занятиях проводятся опыты, эксперименты и наблюдения
за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами,
дискуссиями, викторинами, тестированием, занятиями-путешествиями, олимпиадами,
опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов,
онлайн экскурсий, творческими работами, интеллектуальными играми.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей в возрасте 11-14 лет
Условия набора детей в объединение
Противопоказаний по физическому здоровью и других причин отказа в обучении
ребенка (кроме выхода за рамки указанного в программе возраста) для освоения
программы нет. При работе с обучающимися, имеющими особенные возможности
здоровья, ряд занятий вне учебной аудитории могут быть заменены на другую форму
работы, позволяющую усвоить необходимый материал.

Срок освоения программы и её объём
Режим занятий
Полный курс программы рассчитан на 1 учебный год
в объеме 34
часов (34 учебных недель).

(9

месяцев)

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 час – 45 минут).
Наполняемость группы 10- 15 человек.
Формы и методы реализации программы или
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения: очная
Формы занятий:
- комбинированые (лекция (теоретическая часть) + практическая деятельность
(лабораторная, экспериментальная, исследовательская деятельность, полевые
наблюдения и исследования, сбор материала, изучение объектов или явлений на
местности, научный отчет);
- самостоятельные наблюдения;
- самообразование.
Используются также и другие формы образовательного процесса: беседы, викторины;
коллективные творческие дела; выставки; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела;
наблюдение учащихся за явлениями в природе; просмотр и обсуждение кинофильмов;
проекты, исследования.
Особенность организации - работа с семьей.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей;
групповая – разделение на мини-группы для выполнения определенной работы
при реализации проекта, практической работы;
коллективная–при выполнении проектов, участие в праздниках и др.
Форма организации: очная, аудиторная.
Методы:
Для достижения эффективности образовательного процесса применяются
следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные.
Обучающиеся
воспринимают
готовую
информацию, предоставляемую преподавателем или из учебных материалов. К таким
методам относятся лекции, рассказ, объяснение, чтение, демонстрации.

- Репродуктивные. Обучающиеся получают информацию целиком и полностью от
преподавателя, а не добывают её самостоятельно.
- Проблемного изложения. Преподаватель ставит проблему и демонстрирует пути её
решения обучающимися.
- Частично-поисковые. Обучающиеся активно участвуют, самостоятельно решая часть
поставленной проблемы. Преподаватель направляет их деятельность и помогает найти
выход.
- Исследовательские. Обучающиеся самостоятельно исследуют проблему и находят
способы преодолеть её. Преподаватель выступает в роли консультанта и помощника.
- Методы стимулирования и мотивации. Направлены на создание условий для
повышения мотивации обучающихся к учёбе. К ним относятся поощрение, создание
ситуаций успеха, использование игровых практик и другие.
-Контроль и самоконтроль. Направлены на проверку и оценку результатов обучения, а
также на формирование у учеников навыков самоконтроля. К ним относятся устный
опрос, письменный и устный опрос, тестирование, устные и письменные
самостоятельные работы.

1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Данная цель может быть достигнута через осуществление следующих задач:
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру,
понимание неповторимости и красоты природы;
- воспитывать уважительное отношения к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность;
- формировать активную жизненную позицию, толерантность.
Развивающие:
-

развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;

- развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной
адаптации;

развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и
декоративных средств выражения образа;
развитие мелкой моторики рук через разнообразные виды работы в области
изобразительного и декоративно-прикладного искусств.
Образовательные:
сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для
бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;
формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к
природе, окружающей среде, осознание себя как её части;
обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и
полимерным материалом;
расширять кругозор и терминологический лексикон обучающихся в области
экологии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1

2

3

4
5

Название темы

Количество часов
Всего
Теория

Вводное
занятие.
Входная
диагностика
Что
такое
природа и как
люди
её
используют.
Дары
осени.
Творческая
работа.
Работа
над
проектом
«Осень
в
родном краю»
Птицы в жизни
человека

1

0

1

Форма
проведения
промежуточно
й аттестации
Рефлексия

2

1

1

Учебный отчет

5

4

1

Проект

5

3

2

Учебный отчет

Изменения
в
природе зимой

1

1

0

Учебный отчет

Практика

6
7
8
9
10
11

12
13
14

15
16

Творческая
мастерская
Акция
«Покормите
птиц зимой»
Изучаем
комнатные
растения.
Мир животных.
О
родной
природе.
«О правильном
питании».
Работа
над
проектом «В
здоровом телездоровый дух»
«Весна идёт!».
День Земли.
Работа
над
проектом
«Первоцветы
Тверской
области»
(рисунки,
фотографии,
материалы
наблюдений).
Жизнь
животных
в
природе
Итоговое
занятие
ИТОГО:

2

0

2

1

0

1

Изготовление
поделок
Учебный отчет

3

3

0

Учебный отчет

4
1

3
1

1
0

Учебный отчет
Учебный отчет

1

0

1

Защита
проектов

3
1
1

2
1
0

1
0
1

Учебный отчет
Учебный отчет
Защита
проектов

2

2

0

Учебный отчет

1

0

1

Аттестационна
я работа

34

21

13

Содержание учебного плана:
Вводное занятие (1 час)
Теория 1: Знакомство с правилами поведения во время теоретических и
практических занятий, во время работы с природными объектами, приборами и
инструментами.
Природа и экология (2 часа)

Теория 1: Что такое природа и как люди её используют. Первые уроки
экологической этики. Организм и окружающая среда. Солнце – источник тепла и
света Почему нужно защищать природу? Что должен знать и уметь юный защитник
природы?
Практика 1: Игры и викторины по экологии. Составление правил защитника
природы.
Осень в природе (5 часов)
Теория 1: Работа с гербарными экземплярами растений.
Теория 2: Семена растений. Оформление коллекции семян.
Теория 3-4: Поделки из природного материала. Приёмы работы.
Практика 1: Создание проекта «Осень в родном краю».
Птицы в жизни человека (5 часов)
Теория 1: «Почему улетают птицы?»
Практика 1: Создание альбома «Перелётные птицы Тверского края».
Теория 2: Птицы в жизни человека.
Теория 3: Роль человека в охране и защите птиц. «Чем можно птиц кормить
зимой?»
Практика 2: Конкурс рисунков «Роль птиц в жизни человека».
Изменения в природе зимой (1 час)
Теория 1: Изменения в природе в зимний период. Зимующие птицы. Как проводят
зиму звери.
Творческая мастерская (2 часа)
Практика 1-2: Сделаем кормушки для птиц своими руками.
Акция «Покормите птиц зимой» (1 час)
Практика 1: Развешивание кормушек для птиц.
Изучаем комнатные растения (3 часа)
Теория 1: Виды комнатных растений.
Теория 2: Правила ухода за комнатными растениями.
Теория 3: Способы размножения комнатных растений.
Мир животных (4 часа)
Теория 1-2: Мир животных. Разнообразие животного мира.
Теория 3: Животные Тверского края.
Практика 1: Создание презентаций: Редкие и исчезающие виды животных.
О родной природе (1 час)
Теория 1: Просмотр видеофильмов о родной природе.
О правильном питании (1 час)
Практика 1: Работа над проектом «В здоровом теле-здоровый дух».
Весна идёт! (3 часа)
Теория 1: Приметы весны.
Теория 2: Проверим народные приметы. Весна.
Практика 1: Русские народные игры. Весенние народные праздники и их роль.

День Земли. (1 час)
Теория 1: История возникновения Дня Земли.
Проект «Первоцветы Тверской области» (1 час)
Практика 1: Работа над проектом «Первоцветы Тверской области» (рисунки,
фотографии, материалы наблюдений).
Жизнь животных в природе (2 часа)
Теория 1-2: Классификация животных. Хищники и травоядные в чем отличие.
Красная книга Тверской области.
Итоговое занятие (1 час)
Практика 1: Аттестационная работа.

1.4. Планируемые результаты и формы аттестации
Система учета достижений - единая система учета личных достижений детей в
различных дополнительных общеобразовательных программах, включая программы
внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования, основывающаяся на едином открытом формате
электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех
требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
освоения
учебной, познавательной и творческой деятельности,
программы
составляющей содержание программы, выполняют задание
самостоятельно. На итоговом тестировании показывают
отличное знание теоретического материала, практическое
применение знаний воплощается в качественный продукт.
Сами проявляют творчество и инициативу в организации
общественно полезных дел.
Средний уровень Обучающиеся демонстрируют достаточную
освоения
заинтересованность в учебной, познавательной и творческой
программы
деятельности, составляющей содержание программы,
выполняют задания при консультативной помощи педагога.
На итоговом тестировании показывают хорошее знание
теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в продукт, требующий незначительной
доработки. Охотно участвуют в общественно полезных делах,
но сами не проявляют инициативы.
Низкий уровень
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень
освоения
заинтересованности в учебной, познавательной и творческой
программы
деятельности, составляющей содержание программы,
выполняют задания по инструкции, под руководством
педагога. На итоговом тестировании показывают

недостаточное знание теоретического материала, практическая
работа не соответствует требованиям, без желания участвуют
в общественно полезных делах.
Также результатом успешного освоения программы является результативное
участие членов кружка в конкурсах и в работе научно-практических конференций
различного уровня.

1.4.1. Планируемые результаты реализации программы:
В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается
формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных,
познавательных,
коммуникативных),
позволяющих
достигать
предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты
•

Самоопределение в ценностях УР

•
Смыслообразование в условиях экологизации всех сфер жизнедеятельности
общества
•

Идентификация себя как гражданина планеты, России и мира природы

•
Нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в
социоприродной среде
Метапредметные результаты
•
Поиск информации, моделирование, структурирование знаний, подача
информации в области экологических проблем и путей их решения
•
Прогнозирование и оценка экологических последствий деятельности для
здоровья среды и человека
•
Проектирование, организация и управление деятельностью в социоприродной
среде для снижения вероятностного экологического риска
•

Контроль и оценка результатов деятельности в социоприродной среде

•
Распределение обязанностей, взаимоконтроль, сотрудничество, принятию
коллективного решения
•
Позиционирование себя в роли потребителя, эксперта, консультанта в целях
ресурсосберегающего потребления, обеспечение экологического качества среды,
безопасности жизни.
Предметные результаты (ключевой характеристикой является познание через
творчество, игру, труд и исследовательскую активность
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации,
- структурирование знаний;

- построение речевого высказывания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.)
- познание и учение: тематически ориентированный устойчивый познавательный
интерес; освоение основных схем моделирования законов объективного мира;
освоение собственной эмоциональной сферы и телесных изменений;
- творчество: освоение целостного авторского действия; освоение эстетической формы
как способа выражения эмоциональной сферы и отношения к действительности (в том
числе через воображаемые сюжеты и ситуации); освоения нормы конструирования как
моделирования свойств реальных и воображаемых объектов;
- игра: игра на основе освоенных знаний о мире, в том числе игра в гендерные
отношения и социальные статусы на основе присвоенных культурных образцов;
- труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным
технологиям).

1.4.2. Формы аттестации
Результативность усвоения программы с достижением поставленных цели задач и
проводится с помощью системы педагогической диагностики: входная,
промежуточная (по итогам каждого занятия в форме учебного отчета), итоговая (в
форме тестового задания).
Входная диагностика при полном курсе Программы проводится в виде тестового
задания.

Формы промежуточного контроля:
 подведение итогов занятия проводятся в виде мониторинга, выполнения
творческих работ, проектов и презентаций.
 подведение итогов реализации программы проводится в форме защиты
творческих проектов и презентаций.
Итоговая аттестационная работа и рейтинговый анализ деятельности
Подведение итогов реализации программы проводится на последнем итоговообобщающем занятии в форме тестового задания.
Одним из показателей результативности реализации программы является
сохранность контингента детей.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
занятий

1
год сентябрь
обучения

Дата
Кол-во Кол-во Кол-во Режим занятий (колокончания учебн дней
часов во
и
занятий
ых
продолжительность
недель
занятий в неделю)
май
34
34
34
1 раз в неделю
1 занятие (45 минут)

2.2. Календарно-тематический план
№
п\п

1

Название раздела, темы занятия

Количество часов
Дата по Дата по
факту
Всего Теория Практ плану
ика

4

Вводное занятие. Входная
диагностика
Что такое природа и как люди её
используют.
Дары осени. Творческая работа.
Работа над проектом «Осень в
родном краю»
Птицы в жизни человека

5

Изменения в природе зимой

1

1

0

6

Творческая мастерская

2

0

2

7

Акция «Покормите птиц зимой»

1

0

1

8

Изучаем комнатные растения.

3

3

0

9

Мир животных.

4

3

1

10

О родной природе.

1

1

0

11

1

0

1

12

«О правильном питании».
Работа над проектом «В здоровом
теле-здоровый дух»
«Весна идёт!».

3

2

1

13

День Земли.

1

1

0

14

1

0

1

15

Работа над проектом «Первоцветы
Тверской области» (рисунки,
фотографии, материалы
наблюдений).
Жизнь животных в природе

2

2

0

16

Итоговое занятие

1

0

1

2
3

Итого:

1

0

1

2

1

1

5

4

1

5

3

2

34

21

13

2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Условия эффективной реализации образовательной программы:
2.3.1. Кадровые:
- педагог дополнительного образования, имеющий профильное
образование (естественно-научного направления), систематически повышающий
уровень профессиональной квалификации.
2.3.2. Материально-технические и методические материалы:
Адрес осуществления образовательной деятельности:
172840 Тверская обл. п.Плоскошь, ул. Первомайская д.1
Учебный кабинет расположен в здании МБОУ Плоскошская СОШ и
соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными правилами.
Для успешной реализации программы имеется следующее
техническое и методическое обеспечение программы:
Материалы, оборудование

Методические
разработки

материально-

Дидактический,
информационный,
справочный материалы на
различных носителях

Компьютер и мультимедийное Лекционный материал по 1.Правила
оборудование, классная доска
темам раздела
безопасности
Канцелярские принадлежности:
шариковые ручки, карандаши,
ножницы,.
Оборудование:
микроскопы, гербарии,
юного исследователя.

наборы

Расходные материалы:
бумага
Прочие расходные материалы:

техники

2.Правила
поведения
время экскурсии

во

4. Презентации:
Растения Тверского края,
Животные
России,
Лекарственные
растения,
Красная книга Тверского края
и др.
5. Видеофильмы:
«Дикая природа», «Природа
России».
6. Дидактический материал:
7. Литература:
8.Интернет-ссылки:
https://resh.edu.ru/?
ysclid=mca9t54omi104495657
- http://biodat.ru/db/rb/index.htm

- http://www.medvejata.ru/lern/
- http://www.greenplaneta.ru/

2.4. Рабочая программа воспитания
В соответствии с Уставом и программой воспитания МБОУ Плоскошская
СОШ, которые регламентируют порядок разработки и реализации рабочих
программ на учебный год, рабочая программа воспитания в объединении
разрабатывается ежегодно в соответствии с календарным планированием
мероприятий, проводимых в рамках обще учрежденческих воспитательных
программ, целями и задачами воспитательной работы, проводимой в каждой
группе, и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Воспитательная деятельность является важной составной частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные
натуралисты» и направлена на развитие личности обучающегося в сфере
экологического воспитания.
Цель воспитания:
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания
является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
Задача воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний); формировании и развитии личностных отношений к
этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении
соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта
поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных знаний. Разработчик программы конкретизирует задачи воспитания детей
по программе с учётом её предметного содержания, направленности.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей.
Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций,
обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к
собственному поведению и действиям других людей. Для решения задач воспитания

при реализации образовательной программы необходимо создавать и поддерживать
определённые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и
обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации любой программы
составляют целевые ориентиры воспитания как ожидаемые результаты
воспитательной деятельности в процессе реализации программы.
Целевые ориентиры воспитания условно разделяются на две группы: основные и
дополнительные.
Основные целевые ориентиры определяются на основе российских базовых
конституционных ценностей с учётом целевых ориентиров результатов воспитания
обучающихся в общеобразовательных организациях (Примерная рабочая программа
воспитания для общеобразовательных организаций / Одобрена решением ФУМО по
общему образованию, протокол от 23.06.2022 № 3/22; федеральная рабочая программа
воспитания в федеральных основных общеобразовательных программах), что
обеспечивает единство содержания воспитания, воспитательной деятельности,
воспитательного пространства во всех образовательных организациях, в которых
обучаются дети.
Дополнительные целевые ориентиры воспитания обусловлены содержанием и
формами реализации конкретной программы с учётом образовательных потребностей
детей, их семей, родителей (законных представителей) в развитии у детей различных
способностей и позитивных личностных качеств, особенностей региональных и
местных социокультурных условий дополнительного образования детей.
Дополнительные целевые ориентиры не должны противоречить основным целевым
ориентирам, основанным на российских базовых конституционных ценностях.
Основные целевые ориентиры воспитания направлены на формирование:
интереса к науке, к истории естествознания; познавательных интересов, ценностей
научного познания; понимания значения науки в жизни российского общества;
интереса к личностям деятелей российской и мировой науки; ценностей научной
этики, объективности; понимания личной и общественной ответственности учёного,
исследователя; стремления к достижению общественного блага посредством познания,
исследовательской деятельности; уважения к научным достижениям российских
учёных; понимания ценностей рационального природопользования; опыта участия в
значимых научно-исследовательских проектах; воли, дисциплинированности в
исследовательской деятельности
Воспитательная деятельность заключается в организации работы с
обучающимися непосредственно во время учебных занятий и внеучебных
мероприятиях, в соответствии с общешкольными направлениями организации
воспитательной деятельности посредством организации творческого общения и
взаимодействия кружковцев в рамках Календарного Плана внутрикружковой
воспитательной деятельности (Приложение 1).
Активные формы воспитательной деятельности:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают

информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Практические занятия детей (тренировки, репетиции, конструирование, подготовка к
конкурсам, соревнованиям, туристическим походам, выставкам, участие в дискуссиях,
в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению
правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт
опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: концерты, конкурсы, соревнования, выставки выступления,
презентации проектов и исследований, туристические слёты — способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (воспитанники детских домов, воспитанники интерната, опекаемые
обучающиеся, обучающиеся из семей СОП), обучающимся с отклоняющимся
поведением «группы риска»- создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
-формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
-построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
-формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
-создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией

совместных форм работы педагогов дополнительного образования, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
-личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Методы оценки результативности реализации программы в части воспитания:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов
сосредотачивается на проявлении в деятельности детей и в её результатах
определённых в данной программе целевых ориентиров воспитания, а также на
проблемах и трудностях достижения воспитательных задач программы;
— оценку творческих и исследовательских работ и проектов
экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние
эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных результатов, поскольку в
индивидуальных творческих и исследовательских работах, проектах неизбежно
отражаются личностные результаты освоения программы и личностные качества
каждого ребёнка;
— отзывы, интервью, материалы рефлексии,
которые предоставляют возможности
для выявления и анализа продвижения детей (индивидуально и в группе в целом) по
выбранным целевым ориентирам воспитания в процессе и по итогам реализации
программы, оценки личностных результатов участия детей в деятельности по
программе.
Оценка уровня воспитанности обучающегося осуществляется по следующим
уровням:

ОБЩИЙ (О)

УДОВЛЕТВОРИ
ТЕЛЬНЫЙ (У)

МИНИМАЛЬНЫЙ
(М)

Критерии оценки
Обучающийся
не
может
выполнить
самостоятельно предложенные задания, помощь со
стороны педагога не принимает.

Форма
отслеживания
Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия

Обучающийся при помощи педагога выполняет
некоторые предложенные задания.

Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия

Обучающийся выполняет все предложенные
задания с частичной помощью педагога.

Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия

все

предложенные

ВЫСОКИЙ (В)

Обучающийся выполняет
задания самостоятельно.

Наблюдение,
Самооценка,
Рейтинг
участия

2.5. Информационные источники и литература
Литературные источники
1.Александрова, Ю.Н. Ласкина Л.Д. «Юный эколог», Волгоград, «Учитель», 2010.
2. Вдовиченко В.М. «Хрестоматия юного натуралиста», Минск, ООО «Юнипресс»,
2001.
3.Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А.А. Плешаков, А.А.
Румянцев – М.: Просвещение, 2007.
4.«Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.
№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.
5.Грибов П.Д. «Как человек исследует, изучает, использует природу», Волгоград,
«Учитель», 2002.
6.Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум. Издательство:
Педагогическое общество России, М.- 2001.
7.Касаткина Н.А. «Внеклассная работа по биологии», Волгоград, «Учитель», 2001.
8.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание
школьников», Москва, ООО «5 за знание», 2005.
9.Малашенков А.С. «Предметная неделя биологии в школе», Волгоград, ИТД
«Корифей», 2006.
10.Научно-методический журнал «Экология в школе» (подписка с 2009 года).
11.Петунин О.В. «Изучение экологии в школе», Ярославль, «Академия развития»,
2007.
12. Экология. – Смоленск: Русич, 2001.
13. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу
14. Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас: Поурочные разработки по предмету
«Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс
– М.: Экзамен, 2007.

Интернет-ресурсы
https://resh.edu.ru/?ysclid=mca9t54omi104495657
- http://biodat.ru/db/rb/index.htm
- http://www.medvejata.ru/lern/
- http://www.greenplaneta.ru/
- http://unnaturalist.ru/
- http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
- http://quest.gbmt.ru/moscow-nature/
Литература для учащихся:
1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География 5-6 классы. — Серия
«Полярная звезда». — М.: Просвещение, 2012. — 192 с.
2. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. — М.: Просвещение, 2013.
— 160 с.
3. Пасечник В.В., Суматохин С.В. Биология. 5-6 классы. — Учебник. — М.:
Просвещение, 2012. — 160 с.
4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6
классы. — Серия «Сферы». — М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
6. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1
7. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

2.6. Приложения
Приложение 1.
Календарный план воспитательной работы.

№
п/п

1.

Название
события,
мероприятия

Подготовка
материалов к
участию в

Сроки

сентябрь

Форма
проведения

Практическая
работа

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Конкурсные материалы (отчет о
работе лесничества)

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

региональном
этапе конкурса
«Лучшее
школьное
лесничество».
Участие в акции
«Чистый
посёлок»
Конкурс поделок
из природного
материала
Работа над
проектом «Наши
пернатые друзья»
Изготовление
кормушек для
птиц
Подготовка
материалов к
региональному
этапу конкурса
«Моя малая
родина: культура,
природа, этнос»
Акция
«Покормите птиц
зимой»
Подготовка
материалов к
региональному
этапу конкурса
«Подрост: за
бережное
отношение к
природе»
День
заповедников и
национальных
парков.
Работа над
проектом «В

сентябрь,
Субботник
апрель, май

Видеоотчёт

октябрь

Практическая
работа

Выставка работ

октябрь

Групповая
работа

Проекты

ноябрь

Индивидуальн Кормушка
ая работа

ноябрь

Групповая
работа

Конкурсные материалы

декабрь

КТД

Отчёт о проведении акции.

декабрь

Групповая
работа

Конкурсные материалы

январь

Беседа

Выступления по теме

январь

Лекция,
просмотр

Презентация

11.
12.
13.

14.

15.

16.

здоровом телездоровый дух».
Проект «Режим
школьника»
День Земли
Работа над
проектом
«Первоцветы
Тверской
области»
День птиц

презентации.
февраль

КТД

Творческие работы

март
март

КТД
Групповая
работа

Выступление агитбригады
Дневники наблюдений

апрель

КТД

Беседы для младших
школьников,
изготовление буклетов.
Презентация

Работа над
апрель
проектом
«Редкие и
исчезающие виды
растений и
животных
Тверской
области».
Акции «Чистый май
лес»,
«Муравейник»

Групповая
работа

КТД

Фотоотчет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».