Биология 10-11 класс базовый

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ Плоскошская СОШ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

Директор школы

Протокол № 12 от «19» августа 2025 г.

________________________ Балакирева Д.А.
Приказ № 148 от «19» августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

‌

Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7596945)

учебного предмета «Биология. Базовый уровень»
для обучающихся 10 – 11 классов

п.Плоскошь 2025 ‌‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения
подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили:
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих
целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении
в познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества. Согласно
названным положениям, определены основные функции программы по биологии и её
структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Биология», определяет
обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам,
рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в формировании
основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий обучающихся по
освоению содержания биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается
направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного
мировоззрения,
ценностных
ориентаций
личности,
экологического
мышления,
представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной
среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении
живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в
программе по биологии уделено внимание использованию полученных знаний в
повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: профилактики
наследственных
заболеваний
человека,
медико-генетического
консультирования,
обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде,
анализа влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и
искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного
предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения
одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает
формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично
развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Она
обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира,
расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой
организации и эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих
задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии
обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и
информационных навыков, эстетической культуры, способствует интеграции биологических
знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета «Биология»
составили основу для определения подходов к отбору и структурированию его содержания,
представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён с
позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
адекватное поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний
занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования представлений
о современной естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности,
способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре
учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как
наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой
природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного
ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах,
закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений
о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии
и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и
современных исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов,
идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие
умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании
знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;

применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения
подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили:
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих
целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении
в познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества. Согласно
названным положениям, определены основные функции программы по биологии и её
структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Биология», определяет
обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам,
рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в формировании
основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий обучающихся по
освоению содержания биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается
направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного
мировоззрения,
ценностных
ориентаций
личности,
экологического
мышления,
представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной
среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении
живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в
программе по биологии уделено внимание использованию полученных знаний в
повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: профилактики
наследственных
заболеваний
человека,
медико-генетического
консультирования,
обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде,
анализа влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и
искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного
предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения
одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает

формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично
развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Она
обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира,
расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой
организации и эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих
задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии
обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и
информационных навыков, эстетической культуры, способствует интеграции биологических
знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета «Биология»
составили основу для определения подходов к отбору и структурированию его содержания,
представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён с
позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
адекватное поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний
занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования представлений
о современной естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности,
способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре
учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как
наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой
природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного
ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах,
закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений
о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии
и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и
современных исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов,
идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие
умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании
знаний и опыта, полученных при изучении биологии;

формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения
подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили:
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих
целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении
в познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества. Согласно
названным положениям, определены основные функции программы по биологии и её
структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Биология», определяет
обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам,
рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в формировании
основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий обучающихся по
освоению содержания биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается
направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного
мировоззрения,
ценностных
ориентаций
личности,
экологического
мышления,
представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной
среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении
живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в
программе по биологии уделено внимание использованию полученных знаний в
повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: профилактики
наследственных
заболеваний
человека,
медико-генетического
консультирования,

обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде,
анализа влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и
искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного
предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения
одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает
формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично
развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Она
обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира,
расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой
организации и эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих
задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии
обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и
информационных навыков, эстетической культуры, способствует интеграции биологических
знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета «Биология»
составили основу для определения подходов к отбору и структурированию его содержания,
представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён с
позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
адекватное поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний
занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования представлений
о современной естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности,
способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре
учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как
наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой
природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного
ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах,
закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений
о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии
и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и
современных исследованиях в биологии;

формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов,
идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие
умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании
знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование
10 КЛАСС
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы
Биология как наука

2

Живые системы и их
организация

3

Химический состав и
строение клетки

4

Жизнедеятельность
клетки

5

Размножение и
индивидуальное

Количество часов

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
2
0
0.5
1c292

1

8

0

0

0

1

6

0

0

5

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4

№
п/п

Количество часов
Контрольные Практические
Всего
работы
работы

Наименование
разделов и тем
программы
развитие организмов
Наследственность и
изменчивость
организмов

6

8

0

Селекция организмов.
Основы биотехнологии 3

7

Резервное время

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1.5

0

0

1

0

0

34

0

4

Электронные
(цифровые)
образовательные
1c292 ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1c292

11 КЛАСС

№
п/п

1

2

3

4

5

Наименование
разделов и тем
программы
Эволюционная
биология
Возникновение и
развитие жизни на
Земле
Организмы и
окружающая среда
Сообщества и
экологические
системы
Резервное время

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

Количество часов

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические
образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
9
0
1
c74

9

5

9

0

0

0

0.5

1

0

2

0

0

34

0

2.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
c74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
c74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
c74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
c74

Количество часов
Наименование
разделов и тем
Контрольные Практические
Всего
программы
работы
работы
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
№
п/п

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Поурочное планирование
10 КЛАСС
Количество часов

Электронные
№
Дата
цифровые
Тема урока
Контрольные Практические изучения образовательные
п/п
Всего
работы
работы
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
Биология в системе
63e6122
наук
1
1
0
0
04.09.2025
https://m.edsoo.ru/8
63e632a

2

3

4

5
6

Методы познания
живой природы.
Практическая
работа № 1
«Использование
1
различных методов
при изучении
биологических
объектов»
Биологические
системы, процессы
1
и их изучение
Химический состав
клетки. Вода и
1
минеральные соли
Белки. Состав и
строение белков
Ферменты —
биологические
катализаторы.
Лабораторная
работа № 1
«Изучение

0

0

0

0.5

0

0

1

0

0

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
11.09.2025
63e6122

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
18.09.2025
63e6564
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
25.09.2025
63e674e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
02.10.2025
63e6b72
09.10.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e6b72

№
п/п

Тема урока
каталитической
активности
ферментов (на
примере амилазы
или каталазы)»

7

8

9

10

11

Углеводы. Липиды

Нуклеиновые
кислоты. АТФ

Количество часов
Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические изучения
Всего
образовательные
работы
работы
ресурсы

1

1

История и методы
изучения клетки.
1
Клеточная теория
Клетка как
целостная живая
система

1

Строение
эукариотической
клетки.
Лабораторная
работа № 2
«Изучение
строения клеток
растений,
1
животных, грибов
и бактерий под
микроскопом на
готовых
микропрепаратах и
их описание»

12

Обмен веществ или
метаболизм
1

13

Фотосинтез.
Хемосинтез

14

Энергетический
обмен

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0.5

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
16.10.2025
63e6870
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
23.10.2025
63e6d5c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
06.11.2025
63e6e88

13.11.2025

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e6ff0
20.11.2025
https://m.edsoo.ru/8
63e716c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
27.11.2025
63e766c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
04.12.2025
63e7c98
11.12.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8

№
п/п

15

16

17

18

19

20

21

22

Тема урока

Количество часов
Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические изучения
Всего
образовательные
работы
работы
ресурсы
63e7aae

Жизненный цикл
клетки. Деление
клетки. Митоз.
Лабораторная
работа № 3
«Наблюдение
1
митоза в клетках
кончика корешка
лука на готовых
микропрепаратах»
Биосинтез белка.
Реакция
1
матричного синтеза
Трансляция —
биосинтез белка
Неклеточные
формы жизни —
вирусы
Формы
размножения
организмов

Мейоз

1

1

1

1

Образование и
развитие половых
клеток.
Оплодотворение.
Лабораторная
работа № 4
1
«Изучение
строения половых
клеток на готовых
микропрепаратах»
Индивидуальное

1

0

0

0

0

0

0

0.5

0

0

0

0

0

0

0.5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
18.12.2025
63e7dc4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
25.12.2025
63e796e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
15.01.2026
63e796e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
22.01.2026
63e7540
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e81b6
29.01.2026
https://m.edsoo.ru/8
63e831e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
05.02.2026
63e7f4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
12.02.2026
63e81b6

19.02.2026 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока
развитие
организмов

23

24

25

26

27

28

Количество часов
Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические изучения
Всего
образовательные
работы
работы
ресурсы
https://m.edsoo.ru/8
63e8436

Генетика — наука о
наследственности и
1
изменчивости
Закономерности
наследования
признаков.
Моногибридное
скрещивание
Дигибридное
скрещивание.
Закон
независимого
наследования
признаков

1

1

Сцепленное
наследование
признаков.
Лабораторная
работа № 5
«Изучение
результатов
1
моногибридного и
дигибридного
скрещивания у
дрозофилы на
готовых
микропрепаратах»
Генетика пола.
Наследование
признаков,
сцепленных с
полом

0

0

0

0

0

0

0

0.5

1

0

0

Изменчивость.
1
Ненаследственная
изменчивость.
Лабораторная
работа № 6.
Изучение
модификационной

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
26.02.2026
63e86f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
05.03.2026
63e8878

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
12.03.2026
63e89a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
19.03.2026
63e8c60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
26.03.2026
63e8c60
09.04.2026 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e8efe

№
п/п

Тема урока
изменчивости,
построение
вариационного
ряда и
вариационной
кривой»

29

30

31

32

33

34

Количество часов
Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические изучения
Всего
образовательные
работы
работы
ресурсы

Наследственная
изменчивость.
Лабораторная
работа № 7.
«Анализ мутаций у 1
дрозофилы на
готовых
микропрепаратах»
Генетика человека

1

Резервный урок.
Обобщение по теме
«Наследственность
1
и изменчивость
организмов»
Селекция как наука
и процесс
1
Методы и
достижения
селекции растений 1
и животных
Биотехнология как
отрасль
1
производства

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
34
ПРОГРАММЕ

11 КЛАСС

0

0.5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
16.04.2026
63e8efe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
23.04.2026
63e8d78

30.04.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
07.05.2026
63e9214
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
14.05.2026
63e9214
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
21.05.2026
63e9336

№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество часов

Электронные
Дата
цифровые
Тема урока
Контрольные Практические изучения образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы
Библиотека ЦОК
Эволюция и методы
https://m.edsoo.ru/8
её изучения
1
0
0
04.09.2025
63ea20e
История развития
представлений об
эволюции
Микроэволюция

1

1

Популяция как
элементарная
единица вида и
эволюции.
Лабораторная
работа № 1
1
«Сравнение видов
по
морфологическому
критерию»
Движущие силы
(элементарные
1
факторы) эволюции
Естественный
отбор и его формы 1
Результаты
эволюции:
приспособленность
организмов и
видообразование.
Лабораторная
работа № 2
1
«Описание
приспособленности
организма и её
относительного
характера»
Направления и пути 1
макроэволюции

0

0

0

0

0

0

0

0.5

0

0

0

0.5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
11.09.2025
63e9570
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
18.09.2025
63e9c1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
25.09.2025
63e99c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
02.10.2025
63e9da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
09.10.2025
63e9ed0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
16.10.2025
63e9fde

23.10.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8

№
п/п

9

10

11

12

13

14

15

16

17
18

Тема урока

Необратимость
эволюции
История жизни на
Земле и методы её
изучения
Гипотезы
происхождения
жизни на Земле

Количество часов
Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические изучения
Всего
образовательные
работы
работы
ресурсы
63e9c1e
1

0

0

06.11.2025

1

0

0

13.11.2025

1

Развитие жизни на
Земле по эрам и
1
периодам
Основные этапы
эволюции
растительного и
животного мира.
Практическая
работа № 1
1
«Изучение
ископаемых
остатков растений и
животных в
коллекциях»
Современная
система
1
органического мира
Эволюция человека
(антропогенез)
1
Движущие силы
(факторы)
антропогенеза

0

0

0

0

0

0

0

0.5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
20.11.2025
63ea5a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
27.11.2025
63ea6be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
04.12.2025
63ea8bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
11.12.2025
63ea48e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
18.12.2025
63eac2c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
25.12.2025
63ead44

1

0

0

Основные стадии
эволюции человека 1

0

0

15.01.2026

0

0

22.01.2026 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8

Человеческие расы 1
и природные

№
п/п

19

20
21

22

23

24

25
26

Количество часов
Электронные
Дата
цифровые
Тема урока
Контрольные Практические изучения
Всего
образовательные
работы
работы
ресурсы
адаптации человека
63eaea2
Резервный урок.
Обобщение по теме
«Возникновение и
1
развитие жизни на
Земле»
Экология как наука
Среды обитания и
экологические
факторы

1
1

Абиотические
факторы.
Лабораторная
работа № 3.
«Морфологические
особенности
растений из разных
1
мест обитания».
Лабораторная
работа № 4.
«Влияние света на
рост и развитие
черенков колеуса»
Биотические
факторы
Экологические
характеристики
популяции.
Практическая
работа № 2
«Подсчёт
плотности
популяций разных
видов растений»
Сообщества
организмов —
биоценоз
Экологические

0

0

29.01.2026

0

0

05.02.2026

0

0

0

0.5

1

0

0

1

0

0.5

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
12.02.2026
63eafec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
19.02.2026
63eb10e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
26.02.2026
63eb348

05.03.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
12.03.2026
63eb46a
19.03.2026 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока
системы
(экосистемы)

27

Основные
показатели
экосистемы.
Экологические
пирамиды.
Свойства
экосистем.
Сукцессия

Количество часов
Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические изучения
Всего
образовательные
работы
работы
ресурсы
https://m.edsoo.ru/8
63eb46a

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
26.03.2026
63eb5fa

28

Природные
экосистемы

1

0

0

09.04.2026

29

Антропогенные
экосистемы

1

0

0

16.04.2026

30

31

32

33

34

Биосфера —
глобальная
экосистема Земли
Закономерности
существования
биосферы
Человечество в
биосфере Земли
Сосуществование
природы и
человечества
Резервный урок.
Обобщение темы
«Сообщества и
экологические
системы»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

34

0

2.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
23.04.2026
63ebb5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
30.04.2026
63ebd16
07.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
14.05.2026
63eba1e

21.05.2026

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС

Код
проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования

1

Cформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира
и научного мировоззрения; о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в
развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных задач

2

Умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: жизнь, клетка,
организм; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), уровневая организация живых систем, самовоспроизведение
(репродукция), наследственность, изменчивость, рост и развитие

3

Умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная, мутационная), законы
(Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова) и учения (о центрах многообразия и происхождения культурных растений Н.И. Вавилова), определять границы их применимости
к живым системам

4

Умение владеть методами научного познания в биологии (наблюдение и описание живых
систем, процессов и явлений; организация и проведение биологического эксперимента,
выдвижение гипотезы; выявление зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и законов;
умение делать выводы на основании полученных результатов)

5

Умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот,
одноклеточных и многоклеточных организмов; особенности процессов обмена веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенез)

6

Умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни в целях обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости
использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования

7

Умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание,
сцепленное наследование; составлять схемы моногибридного скрещивания для
предсказания наследования признаков у организмов

Код
проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования

8

Умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с
учебным и лабораторным оборудованием

9

Умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (СМИ,
научно-популярные материалы); этические аспекты современных исследований в
биологии, медицине, биотехнологии

10

Умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую
информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат
биологии

11 КЛАСС

Код
проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования

1

Сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и
научного мировоззрения; о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие
биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных задач

2

Умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: вид, популяция,
генофонд, эволюция, движущие силы (факторы) эволюции, приспособленность
организмов, видообразование, экологические факторы, экосистема, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, экологическая пирамида, биогеоценоз, биосфера

3

Умение излагать биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая
теория эволюции), законы и закономерности (зародышевого сходства К.М. Бэра,
чередования главных направлений и путей эволюции А.Н. Северцова, учения о биосфере
В.И. Вернадского), определять границы их применимости к живым системам

4

Умение владеть методами научного познания в биологии (наблюдение и описание живых
систем, процессов и явлений; организация и проведение биологического эксперимента,
выдвижение гипотезы; выявление зависимости между исследуемыми величинами,
объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и
законов; умение делать выводы на основании полученных результатов)

5

Умение выделять существенные признаки строения биологических объектов: видов,
популяций, продуцентов, консументов, редуцентов, биогеоценозов и экосистем;
особенности процессов наследственной изменчивости, естественного отбора,

Код
проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования
видообразования, приспособленности организмов, действия экологических факторов на
организмы, переноса веществ и потока энергии в экосистемах, антропогенных изменений
в экосистемах своей местности, круговорота веществ и биогеохимических циклов в
биосфере

6

Умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни в целях обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм
грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости
использования
достижений
современной
биологии
для
рационального
природопользования

7

Умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ
и энергии в экосистемах (цепи питания)

8

Умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с
учебным и лабораторным оборудованием

9

Умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (СМИ,
научно-популярные материалы); рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним собственную позицию

10

Умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую
информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат
биологии

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
10 КЛАСС

Код
1

Проверяемый элемент содержания
Биология как наука

1.1

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в формировании современной научной картины
мира. Система биологических наук

1.2

Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация,
моделирование, статистическая обработка данных)

Код
2

Проверяемый элемент содержания
Живые системы и их организация

2.1

Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Свойства биосистем и их
разнообразие

2.2

Уровни организации биосистем: молекулярно-генетический,
популяционно-видовой, экосистемный, биосферный

3

3.1

клеточный,

организменный,

Химический состав и строение клетки
Химический состав клетки. Химические элементы: макроэлементы, микроэлементы. Вода и
минеральные вещества. Функции воды и минеральных веществ в клетке. Поддержание
осмотического баланса
Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты – мономеры белков. Незаменимые и заменимые
аминокислоты. Аминокислотный состав. Уровни структуры белковой молекулы (первичная,

3.2

вторичная, третичная и четвертичная структура). Химические свойства белков. Биологические
функции белков.
Ферменты – биологические катализаторы. Строение фермента: активный центр, субстратная
специфичность. Коферменты. Витамины. Отличия ферментов от неорганических катализаторов
Углеводы: моносахариды (глюкоза, рибоза и дезоксирибоза), дисахариды (сахароза, лактоза) и
полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза). Биологические функции углеводов.

3.3
Липиды: триглицериды, стероиды, фосфолипиды. Гидрофильно-гидрофобные свойства.
Биологические функции липидов. Сравнение углеводов, белков и липидов как источников энергии
3.4

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Нуклеотиды – мономеры нуклеиновых кислот. Строение и
функции ДНК. Строение и функции РНК. АТФ: строение и функции

3.5

Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. Методы изучения клеток

3.6

Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток: замкнутая наружная мембрана,
молекулы ДНК как генетический аппарат, система синтеза белка

3.7

Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности строения прокариотической клетки.
Клеточная стенка бактерий. Строение эукариотической клетки. Основные отличия растительной,
животной и грибной клетки

3.8

Поверхностные структуры клеток – клеточная стенка, гликокаликс, их функции. Плазматическая
мембрана, её свойства и функции. Цитоплазма и её органоиды. Одномембранные органоиды клетки:
эндоплазматическая сеть (ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы. Полуавтономные органоиды клетки:
митохондрии, пластиды. Происхождение митохондрий и пластид. Виды пластид. Немембранные

Код

Проверяемый элемент содержания
органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, реснички, жгутики. Функции органоидов клетки.
Включения

3.9

Ядро – регуляторный центр клетки. Строение ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин,
ядрышко. Хромосомы

3.10

Транспорт веществ в клетке

4

Жизнедеятельность клетки

4.1

4.2

Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен) и диссимиляция
(энергетический обмен) – две стороны единого процесса метаболизма. Типы обмена веществ:
автотрофный
и
гетеротрофный.
Роль ферментов в обмене веществ и превращении энергии в клетке
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Реакции фотосинтеза. Эффективность
фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни на Земле. Влияние условий среды на фотосинтез и
способы повышения его продуктивности у культурных растений.
Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для жизни на Земле

4.3

Энергетический обмен в клетке. Расщепление веществ, выделение и аккумулирование энергии в
клетке. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Брожение и его виды. Кислородное окисление, или
клеточное дыхание. Эффективность энергетического обмена

4.4

Реакции матричного синтеза. Генетическая информация и ДНК. Реализация генетической
информации в клетке. Генетический код и его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК.
Трансляция – биосинтез белка. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка

4.5

Неклеточные формы жизни – вирусы. История открытия вирусов (Д.И. Ивановский). Особенности
строения и жизнедеятельности вирусов. Бактериофаги. Болезни растений, животных и человека,
вызываемые вирусами. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – возбудитель СПИДа.
Профилактика распространения вирусных заболеваний

5

5.1

Размножение и индивидуальное развитие организмов
Клеточный цикл, или жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Процессы, протекающие в
интерфазе. Репликация – реакция матричного синтеза ДНК. Строение хромосом. Хромосомный
набор — кариотип. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Хроматиды. Цитологические
основы размножения и индивидуального развития организмов.
Деление клетки — митоз. Стадии митоза. Процессы, происходящие на разных стадиях митоза.
Биологический смысл митоза

Код

Проверяемый элемент содержания

5.2

Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого размножения: деление надвое,
почкование одно- и многоклеточных, спорообразование, вегетативное размножение. Искусственное
клонирование организмов, его значение для селекции
Половое размножение, его отличия от бесполого.

5.3

5.4

5.5

Мейоз. Стадии мейоза. Процессы, происходящие на стадиях мейоза. Поведение хромосом в мейозе.
Кроссинговер. Биологический смысл и значение мейоза
Гаметогенез – процесс образования половых клеток у животных. Половые железы: семенники и
яичники. Образование и развитие половых клеток – гамет (сперматозоид, яйцеклетка) –
сперматогенез и оогенез. Особенности строения яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.
Партеногенез
Индивидуальное развитие (онтогенез). Эмбриональное развитие (эмбриогенез). Этапы
эмбрионального развития у позвоночных животных: дробление, гаструляция, органогенез.
Постэмбриональное развитие. Типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (личиночное).
Влияние среды на развитие организмов; факторы, способные вызывать врождённые уродства.
Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового растения: строение семени, стадии развития

6

6.1

Наследственность и изменчивость организмов
Предмет и задачи генетики. История развития генетики. Вклад российских и зарубежных учёных в
развитие генетики. Методы генетики (гибридологический, цитогенетический, молекулярногенетический). Основные генетические понятия. Генетическая символика, используемая в схемах
скрещиваний
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
Закон единообразия гибридов первого поколения. Правило доминирования. Закон расщепления
признаков. Гипотеза чистоты гамет. Полное и неполное доминирование.

6.2
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Цитогенетические основы
дигибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание. Использование анализирующего
скрещивания для определения генотипа особи

6.3

Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана по сцепленному наследованию генов.
Нарушение сцепления генов в результате кроссинговера. Хромосомная теория наследственности.
Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметные и
гетерогаметные организмы. Наследование признаков, сцепленных с полом

6.4

Изменчивость.

Виды

изменчивости:

ненаследственная

и

наследственная.

Роль

среды

в

Код

Проверяемый элемент содержания
ненаследственной изменчивости. Характеристика модификационной изменчивости. Вариационный
ряд и вариационная кривая. Норма реакции признака. Количественные и качественные признаки и их
норма реакции. Свойства модификационной изменчивости

6.5

Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мейоз и половой
процесс – основа комбинативной изменчивости. Мутационная изменчивость. Классификация
мутаций: генные хромосомные, геномные. Частота и причины мутаций. Мутагенные факторы. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова

6.6

Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики человека: генеалогический,
близнецовый, цитогенетический, биохимический, молекулярно-генетический. Современное
определение генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью
ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека: генные болезни, болезни с наследственной
предрасположенностью, хромосомные болезни. Соматические и генеративные мутации. Принципы
здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения генетических болезней. Медикогенетическое консультирование. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении
генетических заболеваний человека

7

Селекция организмов. Основы биотехнологии

7.1

Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикация. Учение Н.И. Вавилова о
центрах происхождения и многообразия культурных растений. Центры происхождения домашних
животных. Сорт, порода, штамм

7.2

Современные методы селекции. Массовый и индивидуальный отборы в селекции растений и
животных. Оценка экстерьера. Близкородственное скрещивание – инбридинг. Чистая линия.
Скрещивание чистых линий. Гетерозис, или гибридная сила. Неродственное скрещивание –
аутбридинг. Отдалённая гибридизация и её успехи. Искусственный мутагенез и получение
полиплоидов. Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов

7.3

Биотехнология как отрасль производства. Генная инженерия. Этапы создания рекомбинантной ДНК и
трансгенных организмов. Клеточная инженерия. Клеточные культуры. Микроклональное
размножение растений. Клонирование высокопродуктивных сельскохозяйственных организмов.
Экологические и этические проблемы. ГМО – генетически модифицированные организмы

11 КЛАСС

Код
1

1.1

Эволюционная биология

Проверяемый элемент содержания

Эволюционная теория и её место в биологии.

Код

Проверяемый элемент содержания

Свидетельства

эволюции.

Палеонтологические:

последовательность

появления

видов

в

палеонтологической летописи, переходные формы. Биогеографические: сходство и различие фаун и
флор материков и островов. Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов
позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные, аналогичные, рудиментарные органы,
атавизмы. Молекулярно-биохимические: сходство механизмов наследственности и основных
метаболических путей у всех организмов
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Движущие силы
1.2

эволюции

видов

по

Дарвину

(избыточное

размножение

при

ограниченности

ресурсов,

неопределённая изменчивость, борьба за существование, естественный отбор)

1.3

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и основные её положения. Микроэволюция. Популяция как
единица вида и эволюции
Движущие силы (факторы) эволюции видов в природе. Мутационный процесс и комбинативная
изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Изоляция и миграция. Естественный отбор –
направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора.

1.4

Приспособленность организмов как результат эволюции. Примеры приспособлений у организмов.
Ароморфозы и идиоадаптации.
Вид и видообразование. Критерии вида. Основные формы видообразования: географическое,
экологическое

1.5

2

Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная, параллельная.
Необратимость эволюции
Возникновение и развитие жизни на Земле
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы возникновения жизни на Земле:

2.1

абиогенез и панспермия. Химическая эволюция. Экспериментальное подтверждение химической
эволюции. Начальные этапы биологической эволюции. Гипотеза РНК-мира. Первые клетки и их
эволюция. Формирование основных групп живых организмов
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и протерозойская эры.
Палеозойская

2.2

эра

и

её

периоды:

кембрийский,

ордовикский,

силурийский,

девонский,

каменноугольный, пермский. Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой.
Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый, антропогеновый. Характеристика
климата и геологических процессов. Основные этапы эволюции растительного и животного мира.

Код

Проверяемый элемент содержания
Ароморфозы у растений и животных. Появление, расцвет и вымирание групп живых организмов

2.3

Система органического мира как отражение эволюции. Основные систематические группы
организмов
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о происхождении человека.
Методы изучения антропогенеза. Сходства и различия человека и животных. Систематическое

2.4

положение человека.
Движущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный отбор.
Общественный образ жизни, изготовление орудий труда, мышление, речь
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек умелый, Человек

2.5

прямоходящий, Человек неандертальский, Человек разумный. Находки ископаемых останков, время
существования, область распространения, объём головного мозга, образ жизни, орудия
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная

2.6

(экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Черты приспособленности представителей
человеческих рас к условиям существования. Единство человеческих рас. Критика расизма

3

Организмы и окружающая среда
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических исследований. Экологическое

3.1

мировоззрение.

Среды

обитания

организмов:

водная,

наземно-воздушная,

почвенная,

внутриорганизменная

3.2

3.3

Экологические факторы. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и
антропогенные. Действие экологических факторов на организмы
Абиотические факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм. Приспособления организмов
к действию абиотических факторов. Биологические ритмы
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, паразитизм,

3.4

мутуализм, комменсализм (нахлебничество, квартирантство), аменсализм, нейтрализм. Значение
биотических взаимодействий для существования организмов в природных сообществах
Экологические

3.5

характеристики

популяции.

показатели

популяции:

численность,

плотность, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика численности популяции и её
регуляция

4.

Основные

Сообщества и экологические системы

Код

4.1

Проверяемый элемент содержания

Сообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая, пространственная, трофическая
(пищевая). Виды-доминанты. Связи в биоценозе
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные
компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии

4.2

в экосистеме. Трофические (пищевые) уровни экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные
показатели экосистемы: биомасса, продукция. Экологические пирамиды: продукции, численности,
биомассы. Свойства экосистем: устойчивость, саморегуляция, развитие. Сукцессия
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема хвойного или широколиственного леса.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биологическое и хозяйственное

4.3

значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение биологического разнообразия на
Земле
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура биосферы. Живое вещество и его

4.4

функции. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие и обратная
связь в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода, азота).
Зональность биосферы. Основные биомы суши
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере. Глобальные экологические
проблемы.

4.5
Основа рационального управления природными ресурсами и их использование. Достижения
биологии и охрана природы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

‌• Биология, 10 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др.; Под редакцией
Пасечника В.В. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Биология, 11 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др.; Под редакцией
Пасечника В.В. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
‌Половкома М.В., Носов А.В., Половкова Т.В. и другие, Экология. Индивидуальный проект.
Актуальная экология; базовый уровень для 10 — 11 класса, издательство «Просвещение»;
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С. и другие, Естествознание для 10 — 11
класса, издательство «Просвещение»‌

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
‌методические пособия и рекомендации по биологии - https://edsoo.ru/mr-biologiya/
- виртуальные лабораторные работы на углубленном уровне ООО https://content.edsoo.ru/lab/subject/1/
- виртуальные лабораторные работы на углубленном уровне СОО https://content.edsoo.ru/lab/subject/6/
- методические кейсы для ООО: сложные вопросы преподавания учебных предметов https://content.edsoo.ru/case/subject/1/
- методические кейсы по формированию гражданско-патриотических ценностей на уроках
биологии - https://content.edsoo.ru/case/item/121‌


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».