Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Плоскошская средняя
общеобразовательная школа
Принята
на заседании педагогического совета
Протокол № 12 от «19» августа 2025 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
/Балакирева Д.А./
Приказ № 148 от «19» августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0BE1BE09FC55D7D911CE93B29A0444AF
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026
Основная программа профессионального обучения программа профессиональной подготовки по профессии
16200 «Оператор электронного набора и верстки»
МБОУ Плоскошская СОШ
(срок реализации 2025 – 2027 годы)
п. Плоскошь
2025 год
Содержание
1
Пояснительная записка
стр. 3
2
Учебный план
стр. 4
3
Календарный учебный график
стр. 5
4
Законодательство Российской Федерации
в сфере организации профессионального обучения
стр. 6
5
Распределение учебных часов по разделам и темам
стр. 7 - 9
6
Планируемые результаты освоения программы
стр. 10
7
Условия реализации программы
стр. 11
8
Система оценки результатов освоения программы
стр. 12
9
Учебно – методические материалы обеспечивающие реализацию
программы.
стр. 13
Перечень дополнительной литературы
10
Приложения
стр. 14 - 15
2
1. Пояснительная записка
Основная программа профессионального обучения — программа профессиональной
подготовки по профессии 16200 «Оператор электронного набора и верстки» для обучающихся 1011 классов МБОУ Плоскошская СОШ разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями;
-Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н
утверждает Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Приказа Минпросвещения России от 26.08.2020 г. № 438 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального
обучения»;
- Приказа Минпросвещения России от 14.07.2023 г. №534 «Об утверждении перечня профессий
рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»
- Письма Рособрнадзора от 09.1 1 .2017 № 05 -500 «О направлении методических рекомендаций»
(«Методическими рекомендациями по осуществлению федерального государственного надзора в
сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
основным программам профессионального обучения»);
- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Содержание программы профессионального обучения представлено пояснительной
запиской, учебным планом, планируемыми результатами освоения программы, условиями
реализации программы, системой оценки результатов освоения программы, учебно-методическими
материалами, обеспечивающими реализацию программы.
На обучение по профессии 16200 «Оператор электронного набора и верстки» отводится 68
часов: из них в 10 классе 34 часа; в 11 классе 34 часа.
Содержание программы включает разделы: «Набор и правка текста», «Верстка текста.
Инновации, креативность и дизайн», учебную практику, производственную практику,
промежуточную аттестацию, квалификационный экзамен.
Обучение по программе завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного
экзамена.
Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по результатам
профессионального обучения по профессии 16200 «Оператор электронного набора и верстки»
выдается свидетельство, установленного образца.
Обучающиеся, не сдавшие квалификационный экзамен, получают справку
установленного МБОУ Плоскошская СОШ образца.
3
2. Учебный план
по программе профессионального обучения – 16200 «Оператор электронного набора и верстки»
Форма обучения – очная
Нормативный срок - 68 часов
№
п/п
1
2
3
Название разделов
Раздел 1. Набор и правка текста
Раздел 2. Верстка текста.
Инновации, креативность и
дизайн.
Промежуточная аттестация
Итого
10 класс
Всего
часов
21
12
Виды учебной нагрузки
теория учебная сам.раб.
практика
9
8
4
2
3
7
1
34
11
11
11
Форма
аттестации
оценка
11 класс
№
п/п
1
2
3
4
Название разделов
Раздел 1. Набор и правка текста
Раздел 2. Верстка текста.
Инновации, креативность и
дизайн.
Производственная практика
Квалификационный экзамен
Итого
Всего
часов
17
13
3
1
34
Виды учебной нагрузки
теория учебная сам.раб.
практика
4
9
4
2
7
4
6
16
8
Форма
аттестации
оценка
4
3. Календарный учебный график
Разделы программы
Раздел 1
Набор и правка текста
Раздел 2
Верстка текста. Инновации,
креативность и дизайн
Учебная практика
Период обучения
10 класс
02.09.2025 - 10.02.2026
11 класс
03.09.2025 – 21.01.2026
17.02.2026 - 12.05.2026
28.01.2026 – 06.05.2026
14.10.2025 – 18.11.2025
20.01.2026 – 10.02.2026
03.03.2026 – 17.03.2026
17.09.2025 – 12.11.2025
03.12.2025 – 21.01.2026
11.02.2026 – 25.02.2026
11.03.2026 – 22.04.2026
26.11.2025
04.03.2026
06.05.2026
13.05.2026
Производственная практика
-
Промежуточная аттестация
Квалификационный экзамен
19.05.2026
-
5
4. Законодательство Российской Федерации
в сфере организации профессионального обучения
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста
профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием,
технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение
указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им
(при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или
должности служащего без изменения уровня образования.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по
профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее
не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих
понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии
рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии
рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида
профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и
служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего,
профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного
совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии
рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям
рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а
также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и
на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной
квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц,
предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений
юридических лиц.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим
профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий
утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере общего образования.
Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой
профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных
стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
6
5. Распределение учебных часов по разделам и темам
10 класс
Дата
проведения
02.09.2025
09.09.2025
16.09.2025
23.09.2025
30.09.2025
07.10.2025
14.10.2025
21.10.2025
11.11.2025
18.11.2025
25.11.2025
02.12.2025
09.12.2025
16.12.2025
23.12.2025
30.12.2025
13.01.2026
20.01.2026
27.01.2026
03.02.2026
10.02.2026
17.02.2026
24.02.2026
03.03.2026
10.03.2026
17.03.2026
Наименование разделов, темы занятий
теория
практ
ика
Раздел 1. Набор и правка текста
Компьютерная техника вчера и сегодня
1
Технология обработки информации на ЭВМ
1
Основные понятия информатики. Свойства и
1
единицы измерения информации.
Текст и его структура
1
Основные правила и особенности набора теста
1
Основные требования техники безопасности при
1
работе с компьютерами, периферийными
устройствами и сетевыми подключениями
Форматирование шрифта при создании
2
документов
Задания по различным оформлениям документов:
2
определение межстрочного интервала,
расположения текста относительно края листа,
количество колонок в тексте, ориентировка
рисунков внутри текста, работа с таблицами и
графиками, выставление нумерации страниц
Виды штифтового исполнения документа
Официальная документация и особенности её
ведения
Графическое оформление текстом
Особенности оформления научной статьи
Структура окна текстового процессора
1
Работа с документами. Выполнение основных
1
операций ввода и редактирования текста.
Замена шрифта и его параметров
1
Параметры шрифта: кегль, плотность шрифта,
1
курсив, жирный шрифт, подчеркивание
Поиск параметров шрифта в документах,
1
определение назначения того или иного выделения
Перемещение слов, предложений, блоков внутри
1
текста
Функции проверки текста, исправление ошибок в
1
единичном случае и в каждом повторяющемся
внутри документа
Раздел 2. Верстка текста. Инновации, креативность и дизайн.
Понятие издательских систем
1
Обзор программного обеспечения для дизайнера –
1
полиграфиста
Подготовка графических макетов к печати –
1
сохранение документа в разных форматах.
Потеря качества визуального облика макета в
1
зависимости от формы его сохранения и передачи.
Отличие растровой и векторной графики.
1
сам.раб
1
1
1
1
7
24.03.2026
07.04.2026
14.04.2026
21.04.2026
28.04.2026
05.05.2026
12.05.2026
19.05.2026
Печать фотографии без потери качества даже при
многократной пересылке
Текстовый документ без изменения структуры
текста, «его съезжания»
Сохранение изображения в разных форматах для
печати
Работа с шаблонами:
- создание своей визитки
- листовка школы
- флаер
- открытка (по выбору)
Промежуточная аттестация (1 час)
1
2
1
3
8
11 класс
11 класс
Дата
проведения
03.09.2025
10.09.2025
17.09.2025
24.09.2025
01.10.2025
08.10.2025
15.10.2025
22.10.2025
05.11.2025
12.11.2025
19.11.2025
26.11.2025
03.12.2025
10.12.2025
17.12.2025
24.12.2025
14.01.2026
21.01.2026
28.01.2026
04.02.2026
11.02.2026
18.02.2026
25.02.2026
04.03.2026
11.03.2026
18.03.2026
25.03.2026
08.04.2026
15.04.2026
22.04.2026
29.04.2026
06.05.2026
13.05.2026
Наименование разделов, темы занятий
теория
практика
учебн
Раздел 1. Набор и правка текста
Основной ряд клавиатуры
Буквенно-цифровое обозначение.
Вставка специальных символов в документ.
1
1
1
сам.раб
произв.
1
Интерфейс программы для создания электронных
таблиц
Основные работы с электронными таблицами.
1
Работа с книгами. Работа с листом. Технология
форматирования электронных таблиц.
Работа с ячейками и листами.
Работа с ячейками и листами.
Использование формул и функций. Адресация
ячеек.
Общая характеристика программы Microsoft
PowerPoint.
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
Основные способы создания презентации.
1
Шаблоны слайдов разных типов и их объекты.
Раздел 2. Верстка текста. Инновации, креативность и дизайн.
Создание оглавления. Создание списка литературы
1
Работа со словарями и переводчиками
2
Проверка орфографии и грамматики. Поиск и
замена текста.
Проверка орфографии и грамматики. Поиск и
замена текста.
Автоматическая расстановка переносов.
Создание макросов. Изменение и удаление
макросов.
Сканеры. Типы сканеров. Сканирование
изображений.
1
Отправка документа по электронной почте.
Отправка документа по электронной почте.
Квалификационный экзамен (1 час)
1
1
1
1
1
2
1
1
1
9
6. Планируемые результаты освоения программы
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы должен выполнять
следующие виды работ: набор, правку и верстку текста, содержащего различные шрифтовые и
нешрифтовые выделения, шрифты различных гарнитур и алфавитов, специальную терминологию,
математические, химические, физические, астрономические и другие знаки, однострочные
формулы на системах электронного набора с видеоконтрольными устройствами. Набор и правка
указанного выше текста на системах электронного набора с видеоконтрольными устройствами с
учетом особенностей кодирования по Брайлю. Подготовка обслуживаемого оборудования к работе,
ввод параметров набора, набор, правка, ввод графических элементов, верстка, распечатка текста на
принтере, запись файлов на внешние носители информации, работа в компьютерной сети.
Должен знать: принципы действия основного и вспомогательного оборудования и приемы
работы на нем технические правила разметки оригиналов, элементы дизайна технические правила
набора, правки и верстки: типографскую систему измерения, корректурные знаки и гарнитуры
шрифтов компьютерную терминологию, применяемое программное обеспечение для набора и
верстки текста способы получения корректурных копий на принтерах, информации из баз данных и
вывода информации по сети на внешние носители.
10
7. Условия реализации программы
Требования к кадровому обеспечению
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическим
работником, прошедшим профессиональную переподготовку по программе «Информатика: теория
и методика преподавания в образовательной организации»
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация образовательной программы осуществляется в учебном кабинете «Точка
роста»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (в электронном виде);
Технические средства обучения:
- ноутбук преподавателя с лицензионным программным обеспечением;
- ноутбуки для обучающихся с лицензионным программным обеспечением ;
- интерактивный аппаратно — программный комплекс (интерактивная доска SMART Board 480,
мультимедийный проектор SMART V 25, ноутбук Lenovo B570A 59-066251, колонки Dialog AD05);
- МФУ (HP Laser MFP 137 fnw).
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- учебные фильмы и презентации по информатике (в электронном виде);
- методические указания для самостоятельного изучения тем;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельных заданий;
- программированные задания по разделам.
11
8. Система оценки результатов освоения программы
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется посредством
промежуточной аттестации обучающихся в конце первого года обучения и
квалификационного экзамена в конце обучения по профессии 16200 «Оператор электронного
набора и верстки».
Порядок проведения и критерии оценивания промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме проверки теоретических знаний в
пределах квалификационных требований по темам, которые изучались в Разделе 1 и Разделе 2
программы профессиональной подготовки по профессии код 16200 «Оператор электронного
набора и верстки» МБОУ Плоскошская СОШ за 10 класс (Приложение 1)
Критерии оценивания:
- полный ответ – 5 (отлично)
- незначительные ошибки в ответе – 4 (хорошо)
- неполный ответ – 3 (удовлетворительно)
- нет ответа – приглашаем на повтор (учитываем психоэмоциональное состояние
учащегося, по возможности задаём наводящие вопросы
Порядок проведения и критерии оценивания квалификационного экзамена
Квалификационный экзамен включает в себя практическую работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных
справочниках и (или) профессиональных стандартов по профессии 16200 «Оператор электронного набора и верстки».
Критерии оценивания:
- полный ответ и выполненное задание – 5 (отлично)
- незначительные ошибки в ответе и в выполненном задании – 4 (хорошо)
- неполный ответ и грубые ошибки в выполненном задании – 3 (удовлетворительно)
- нет ответа и выполненного задания – приглашаем на повтор (учитываем психоэмоциональное состояние учащегося, по возможности задаём наводящие вопросы)
Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по
профессии 16200 «Оператор электронного набора и верстки», что подтверждается
документом о квалификации (свидетельство «Оператор электронного набора и верстки»)
Лицам, не сдавшим квалификационный экзамен или получившим за
квалификационный экзамен неудовлетворительные результаты, а также лицам освоившим
часть основной программы профессионального обучения и (или) отчисленным из
образовательной организации выдается справка об обучении или о периоде обучения.
12
9. Учебно – методические материалы обеспечивающие реализацию программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
http://www.citforum.ru/ - Центр информационных технологий;
http://www.codenet.ru/ - Всё для программиста;
http://public.tsu.ru/~wawlasov/start.htm - В помощь учителю
информатики;
9. http://www.inr.ac.ru/~info21/ . Международный научно-образовательный проект
Российской Академии наук;
10. http://www.morepc.ru/ - Информационно-справочный портал;
Перечень дополнительной литературы:
1. В.Букирев «Самоучитель. 100 бесплатных программ на вашей флешке на все
случаи жизни: быстро и легко», Москва «Лучшие книги», 2010. – 148 с.
2. В.Леонов
«100 лучших
программ
для компьютера»,
Москва «Эксмо»,2010.- 254 с.
3. В.Леонов «Краткий самоучитель работы на компьютере с Windows 7», Москва
«Эксмо»,2011.- 190 с.
4. В.Леонтьев «Интернет2011», справочник, М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 400с.
5. В.Леонтьев
«Компьютер
2010», универсальный
справочник,
М.:
ОЛМА Медиа Групп, 2010. -608 с.
6. В.Леонтьев
«Новейшая
энциклопедия
компьютера»,
М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2010. -960 с.
7. С.Уваров
«500
лучших
программ
для
вашего
компьютера»,
СПб.:Питер, 2010. -320 с.
8. А.Левин «Самоучитель работы на компьютере», СПб.:Питер, 2012. - 704с.
13
Приложение 1
Вопросы для проведения промежуточной аттестации
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Компьютерная техника вчера и сегодня
Технология обработки информации на ЭВМ
Основные понятия информатики. Свойства и единицы измерения информации
Текст и его структура
Основные правила и особенности набора текста
Основные требования техники безопасности при работе с компьютерами, периферийными
устройствами и сетевыми подключениями.
7) Структура окна текстового процессора
8) Работа с документами. Выполнение основных операций ввода и редактирования текста.
9) Замена шрифта и его параметров.
10) Понятие издательских систем
11) Обзор программного обеспечения для дизайнера – полиграфиста
14
Приложение 2
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Вопросы для проведения квалификационного экзамена
Основной ряд клавиатуры
Буквенно – цифровое обозначение
Задачи и цели форматирования текста
Подготовка текста к печати
Создание таблиц
Вставка специальных символов в документе
Технология замены шрифта и его параметров
Характеристика программы Microsoft PowerPoint
Выполнение основных операций редактирования текста
Примеры практических заданий на квалификационном экзамене
-
-
-
Задание1
Набрать текст по образцу
Применить настройки шрифта Times New Roman размер 14пт
Применить настройки абзаца: выравнивание текста - по ширине, первая строка
– отступ на 1,25см, междустрочный интервал 1,5
Настроить поля в документе. Поля страницы 25 мм- левое, 15 мм – правое; 20
мм – верхнее; 20 мм – нижнее.
Включить автоматическую расстановку переносов Сохранить
документ под именем «Фамилия Имя Задание 1
Задание 2
Открыть файл с текстом «Многостраничный документ»
Создать стиль «Заголовок 1» со следующими атрибутами:
шрифт
TimesNewRoman, размер 14 пунктов, цвет текста – черный, полужирное выделение, выравнивание – по ширине, междустрочный интервал – полуторный.
Присвоить каждой главе по тексту стиль «Заголовок 1»
Создать автоматическое «Оглавление» после титульного листа.
Сохранить документ под именем «Фамилия Имя Задание 2»
15