ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008CB3790E33D7782862757BDF80BAECD4
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.01.2022 до 23.04.2023
Принято на заседании Совета школы
Протокол № 5 от 23 декабря 2020 г .
«Утверждаю»
Приказ № 185 от 23 декабря 2020 г.
Директор школы:_________ /Балакирева Д.А./
Положение
о профориентационной работе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Торопецкого района
Плоскошской средней общеобразовательной школы
1. Общие положения
1.1. Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов
общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о
профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития
природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия
человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с
учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке
труда.
1.2 Профессиональная ориентация регулируется соответствующими международными
правовыми актами: Федеральным законом 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»с изменениями ,Законом Российской Федерации «О занятости
населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной
системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в
Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской
Федерации от 29 августа 1995 г. № 47, Уставом ОУ, другими нормативно-правовыми
актами, а также настоящим Положением.
2. Основные цели, задачи и методы профессиональной ориентации
2.1 Цель профориентационной работы – подготовить обучающихся к обоснованному,
осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные
интересы, так и общественные потребности.
2.2 Задачи профориентационной работы:
- Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора
профессии.
- Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному
виду деятельности и возможностей реализации.
- Развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических
функций
организма,
профессионально
важных
качеств
личности,
общих
(интеллектуальных, физических, творческих и др.) и специальных (математических,
художественных и др.) способностей.
- Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки
школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального
запроса их родителей.
- Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке
труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения
профессии.
-Пропаганда востребованных в обществе профессий.
-Оказание помощи обучающимся при решении вопроса о выборе профессии.
-Организация совместной деятельности школ по сетевому взаимодействию,
предприятий, учреждений дополнительного образования по профориентации учащихся.
-Мониторинг профориентационной
самоопределения выпускников.
работы
школы
и
профессионального
2.3 Основные методы профессиональной ориентации:
- информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция,
беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
- психологическое консультирование;
- различные педагогические методы.
3. Компетенции в области профессиональной ориентации
3.1 Содействие в формировании у учащихся сознательного подхода к выбору профессии в
соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося, с
учетом потребности региона в кадрах.
3.2 Организация профессионального просвещения и консультирования обучающихся,
формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения
личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния
здоровья, а также потребностей региона в кадрах.
3.3 Организация дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия
их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
4. Организация системы работы по профессиональной ориентации
4.1. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
профессиональная информация - ознакомление обучающихся с современными видами
производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в
квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий,
формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к
человеку,
возможностями
профессионально-квалификационного
роста
и
самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи обучающимся в профессиональном
самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального
пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей
общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций обучающемуся о возможных
направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его
психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе
результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональный отбор – изучение предпочтений обучающихся 9 и 11 классов.
4.2 Основные мероприятия по профориентационной работе:
- координация деятельности ответственного за профориентацию учащихся;
-проведение консультаций с учащимися по выбору направления, наиболее
соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;
- участие в подготовке к изданию и распространению информационных и учебнометодических материалов для учащихся;
-проведение профориентационной работы среди обучающихся, направленной на
приобретение перспективных, общественно значимых специальностей, установление
связи со средними профессиональными учебными заведениями и организация обучения
выпускников;
- организация и проведение встреч учащихся с представителями профессий, пользующихся
спросом на рынке труда.
4.3 Работа с обучающимися в школе по профессиональному самоопределению:
-руководство кружковой работой;
-организация и проведение тематических экскурсий;
-проведение анкетирования обучающихся по их самоопределению в профессии;
-активизация интереса обучающихся к выбору профессии;
-доведение сведений до обучающихся специальностей (профессий).
4.4 Работа с классными руководителями в школе по профессиональному
самоопределению обучающихся:
-взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей,
уровня обучения обучающихся;
-изучение склонностей, интересов в процессе вовлечения обучающихся в разнообразные
виды внеклассной деятельности;
-анкетирование о профессиональном обучении.
4.5 Работа с родителями обучающихся по профессиональному самоопределению детей:
-участие в родительских собраниях;
-информирование родителей обучающихся о специальностях (профессиях);
-участие в коррекции профессиональной направленности обучающихся;
-информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда;
-разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации обучающихся – выборе
профессии;
-классные часы – с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
-встречи обучающихся и родителей с выпускниками - студентами различных вузов.
4.6 Организационно-массовые формы профориентационной работы:
- психолого-педагогические тренинги профессионального самоопределения учащихся;
-лекции по профориентации.
4.7 Методическая работа:
-разработка и апробация методик профессионального самоопределения;
-профессиональное ориентирование обучающихся через включение
исследовательскую деятельность.
в
научно-
4.8 Профориентационные диагностика и консультации:
- исследование мотивации выбора профессии;
-исследование профессиональных интересов;
- исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
-индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов.
5.Делопроизводство
5.1 План профориентационной работы в школе, приказы об организации работы по
профориентации.
5.2
Справочно-информационные
профессиографические материалы.
материалы,
методические
пособия,