Положение о школьной службе медиации (примирения)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008CB3790E33D7782862757BDF80BAECD4
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.01.2022 до 23.04.2023

Принято

на заседании Совета школы

сош

протокол ЛЬ 1
от 08 сентября202| г,

д.л.l

202l г.
огрн

обл

положение
о школьцоЙ службе медиации(примирения)
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении
Торопецкого района
плоскошской средней общеобразовательной школе
1.1. Настоящее Положение
МеДИаЦИИ

МБОУ ТР

o".rrr1;::oT:i iЁlfri*ii;
СОШ (дurrЪ" по тексту

ПЛОСКОШСКОй

деятельFIости с;ryжбы школьной

- образовательное
учреждение).

сiryжба медиации явJuIется объединением обучающихся
и педагогов, действующим в
образовательноМ учреждении на основе
добровольных усилий педагогов и обучающихся
(воспитанников), Служба школьной медиации
не явJU{ется структурным подр€вделением
образовательного учреждения.
1,2, Слryжба школьной медиации
работает в соответствии с действующим з€lконодательством

Российской Федерации. Условия и
реглаIuент проведения процедуры медиации в
образовательной организации применительно к
кЪнфликта.пл, Ъa' ,oor*u.*"' под
определение гражданско-IIравового, трудового или
семейного спора, определение
граждансКо-правового, трудовогО или семейногО
спора, определяется методическими
рекомендациями фе4е*рального
и
регионального
и настоящим положением.
в части 2 статьи 1 "Федерал"rrо.о закона коб уровней
йьтернативной процедуре
уреryлирования
споров
участием посредника (процедуре медиации))) от^ 27.07.2о10
19з-Фз
устанавливается круг споров, гIримонение процедуры медиации
tIо отношению к которым
реryлируется данным Федеральныпл законом. Речь идёт о спорах,
возникающих из
грЕDкдацских прztвоотношений (в т.ч. Связанньгх
с осуществлением предпринимательской и
","-^,",^ '
иной экономической деятеJьЕости), а также трудовьж
и семейньrх rrр*ооriо*aй.

с

Гражданско-правовые

м

споры

(об

имущественньж

и

связанньгх

с
лиtIных
Еими
неимущественных отношениях) возникают из Еарушения
прав и неисполнения обязанностей,
устанавливаемых <Гражданским кодексом Россййской Федерации>,
кЖилищЕым кодексом
Российской Федерации>, <Трудовьш кодексом Российской
Федерации>, <Семейньтм
кодексоМ РоссийскОй ФедераЦии>>, <<Земельным
кодексом Российской Ьедерац ии>> ииными
нормативными актаI4и,
регулцрующими граждzlЕские правоотношениrI.
Понятие индивиду€lJIьногО трудового спора
зiжреплено в статье 381 кТрудового кодекса
Российской Федерации'',.коллективного .рудо"оiо
спора в статье З98 кТрудового кодекса
Российской Федерации>, Семейные споры возникают из нарушения прав и неисполнения
ОбЯЗаННОСТеЙ, УСТаНаRЛИВаеМЬD( кСемейным
кодексом ро"с"и"пои Ф;;Й""".
l,3,Нормативной основой деятельности службы
школьной медиации явJUIются:
ФеДеРаЛЬНЫй ЗаКОН <Об Образовании в
Российской Федерации)) от 29.|2.20l2Jф272-Фз с
изменениями, рекоh{ешдаI]}rи fiO орrанизацfiи
с:rуrкб mKo.;rblroli ý{еднац}Iи в образоватaо"*пr*
0рганi{зациях il,TB, МинистерствоI\{ образован""
РФ от 1В ноября 201З г. Л! Вк54/07вя), методические
"
"rупи
по
внедрению
рекомендации
восстановительных технологий (в том
числе медиации) в воспитательную
образовательных организаций (письмо
4ут:1':gЪ.:ь
Минобрнауки РоссиИ от 18.12.20r5
Федерiльный закон от 24.07.1998 Ns 124-Фз
(об основный гарантиях праВ :vч_ 07-4з17),
ребенка u ро"""йпоt Федерации (с изменениями и

/

-_-

-:,

,

.

-

, :,1 . Фе.]ера-тьный закон oT27.07.2010 J\Ъ 19З-ФЗ кОб аJIьтернативной процедуре
: :: j.".F- .поров с участием посредника (процедуре медиации)> (с изменениями и
:- ,l,_.l
пIlсь}{о Министерства образования и науки РоссиЙскоЙ Федерации от
ч,l7-7657
],.
ко направлении методических рекомендаций по внедрению
-.:,з..ьньГ\ технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность
: - :,_:1bI\ организациЙ>,письмо Министерства просвещения РФ от 28.04.2020 Nч ЩГп]прав-,Iении методических рекомендаций по развитию сети служб медиации
.;:..1-1

l

в

образовательных

организациях

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

:.r-]IIтелей>, распоряжение Правительства России от 2З января 2021l года Nч122-р.
,:;],:*]снии плана ocHoBHbIx мероприятий, проводимых в рамках Щесятилетия детства
- -- . _,:а,, , Устав образовательного учреждения, приказы директора образовательного
, : : ;_-.iIЯ.
_ l, нятlIе процедуры медиации и школьной медиации
_.-;:ецлш - это i}льтернативный способ урегулирования споров, при котором спорIцики
,
:;]эIIнтересованной
(медиатора) сами
и нейтральной поддержке посредника
, ::-]_..ilр\,ют своЙ спор и берут gа 9ебя ответственность за его рrrзрешение, получая при
- ,,l a,гыт выхода из конфликtа. Школьная медиация - механизм мягкого разрешения
] . : -. ilктов в школьной среде, так или иначе касающихся детей и молодежи.
_ - )чIе:ltация ilльтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда
, . - :-imlle стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие
:--,--HIii{ по спору делегированы третьему лицу.
- _: \Iедиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на
: _ _:оны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на
-_,Jровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения,
:,:,:,торое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
i.-1. Процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров
ll конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.
].5. Медиативное соглашение, достигнутое в результате процедуры медиации, может
] ]К-lЮЧаТЬСЯ КаК В УСТНОМ, ТаК И В ПИСЬМеННОМ ВИДе И ПОДЛеЖИТ ИСПОЛНеНИЮ На ОСНОВе
_ : I1нципа добровольности.
].6. \1едиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации,
,Dе_]по-lагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими
_,снов\,- :1хя предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в
_.-.всеJневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
],-. \1етод кШкольная медиация) - это инновационный метод, который применяется для
:]зрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками
_, 1газовательного
процесса в качестве современного а,тьтернативного способа рr}зрешения
: - : 1,1 1

;

_оров.

Це.rlt и задачи службы медиации.
. IJе,пями службы медиации является:
-: _ 1, Популяризация среди обучающихся, родителей и педагогов альтернативных способов
: :зрешения конфликтов;.
-- _ ]. ПомоIць в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов
: _ aaтановительной медиации;
: _ -1. Снижение количества административных способов
реагирования на конфликты и
_ ]:З rlН3РУшения;
_: _ -. Повышение уровня психологической компетентности участников образовательного
..: -r--ecca. в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.
_:.], За:ачами службы медиации являются:
_1.

_:

-1.].1. Проведение медиаций, школьных

конф_rlIктов;

и семейных

конференций для участников

j.2.2. Обучение обучающихся альтернативным методам
урегулирования конфликтов

и

fl

способам раздеJения ответственности,
3,2.3. ИнфорN{ирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях
восстановительной }Iедиации.
4.

Принципы деятеJIьности службы медиации.

4.1. ,Щеятельность слryжбы медиации основана на следующих принципах:

4,| .I. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие

организации работы слryжбы, так и обязательное согласие стоIюн,
вовлеченньrх в конфликт, на участие в примирительной программе.

обучающихся

в

4.I.2. Принцип конфиденци€lльности, предполагающий обязательство специ€lлистов сlryжбы
медиации не разглttшать поJryченные в ходе прогр€lN{м сведения. Исключение составJIяет
информация о готовящемся преступлении, а также примирительньй договор (по
согласованию с участникаN{и встречи и подписанный ими).
4.1.3. Принцип нейтральности, не позвоJuIющий специалистчtм службы медиации принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специ{lJIисты
службь1 примирения не вьu{сняют вопрос о виновности или невиновности той иrи иной
стороны, а являются независимыми посредникаN,Iи, помогающими cTopoнtlNl сtlп{остоятеJIьЕо
нйти взаимоприемлемое решение.
4.|.4. Принцип равноправLuI, утверждающий равное право сторон оценивать конфликтную
ситуацию и высказывать свою точку зрениlI, обсуждать свои эмоции и интересы, участвовать
в выработко и принятии решений. У сторон также есть равные права на внимание и BpeMrI
медиатора.
5. Порялок формирования службы медиацип.
5.1. Руководителем службы может бьrгь психолог, социальный педагог или другой
педагогический работник образовательного уrреждения (вклпочая директора), на которого
возлагаются обязанности по руководству сlryжбой медиации прика:}ом директора
образовательного учреждения.
5.2. Руководитель службы медиации проходит обязательное обучение по проведению
примирительньD( програi\4м, в том числе процедуры медиации.
5.З. В состzш стryжбы медиации моryт входить обучающиеся '7-9 кJIассов, протrIедшие
обучение по проведению примирительньD( программ, в том числе процедуры медиации.
5.4. Родители дают согласие на рабоry своего ребенка в качестве ведущего примирительньIх
всц)еч, в том {мсле IIроцедуры медиации.
5.5. Вопросы Iшенства в слryжбе медиации, требований к обучающимся, входящим в состав
службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут
опредеJuIться локatпьными актап{и сrryжбы медиации rrо согласованию с администрацией ОУ.
6. Порялок работы службы медиации
6.1. С.тryжба медиации может поJryчать информацию о случаlIх конфrшктного ипи
криминаJъного характера от педагогов, обучающихся, представителей администрации
школы, специЕrлистов с;ryжбы медиации, родителей.
6.2. Сrryжба медиации, саI\dостоятельно принимает решение
возможности иJм
невозможцости использования процедуры медиации в каждом конкретном сJryчае.
6.3. Процедура медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в
данной процедуро. Если деЙствия одной или 0беих стOрOн мOryт быть ква;lифицированы как
правонарушеЕие или преступление, дJUI проведеЕия программы также необход.lмо
информированное согласие родителей или их участие во встрече.
6.4. В сJryчае если процодура медиации- планируется KztK мера восстановительного
правосудия, а дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то проведение
медиации при необходимости согласуется с соответствующими организациrIми.
6.5. в случае, если конфJмктующие стороны Ео достигли возраста 10 лет, rrримирительнЕUI
программа проводитСя с согласиJI классного руководителя.

о

б,6.Медиацi:я::--:
6.7. Перегов,.;.,' _'

.

;;:_,Н;'.#}rТffi;ТНЪ.frfi:;т"r,

_.,,,-.1

=
руководите,-]ь ;1__,:
с.тr',кбь,
'*--';l:-_,.,--;i
6,8, Сл1,;кба ],:--,l:--.1i:
,'_',ItrСТоятеJьно

отделъно\f

ч:-' за

заболеваниями;
процедуры проводит

пп.оruчrrиз числа r.оu.о.о#и
определяет этапы проведения
медиации в каждом
случаев'

",о-,,oо,*,"Й
,С:"кIl проведения
уirанов.,rенЕыХ ДейСтв}rтоrцим
процедуры медиации
проведенIl,, ,"u'"',
определяются соглашй".r,
*iоrurор_
возможнь]. ,,:;.,;;i,j.:,:;I;u"ии, При
.rороr", должны прини\Iать о
"о*
все
"
в теченIlе lге
законодате_lь

с

то

о. -.,

u

*

',"-,

j;-'

"
законо.]ате-lьство}I.

б.9. В

Т';

#

;'j;:i-frHЖ'# x,.#*dl
-__-__ч

fvrrllvlvl

\,JrучаеВ,

Ti:H*i.;-установленных

-

*:;

дейсiвl.юшлtrt

если в ходе ме
СТОРОНы пришли к
ДОСТИГЦтые результаты могут
соглаIпенLIю.
случа,Iх, когда иное не
пр"ду.rоrрено действr.*rхт},ffiн;;:.ж;* соглашени, ,."
6.10. ПРОЦеДУ|аМеДИuЦ""
"
.rЪ"оращается в связи
со
следующими
обстоятельствами:
СТОРОНаМ"
со дня подписания сторонами
'"Д'u'"вного соглаIпения
такого
- заклiочение
с--т\,чае!

#ff.Ж;ТРJ:Y'*Ие

*

;.r#-#е

a

согласия,""*;;il;^,-;;;Ж:#Ж::т;tr;нJ:;_тf

- ЗаЯВЛеНИе МеДИаТОРа
i:i:#ъхнtrбездостижения
В ПИСЪМеlНОй
ниМи по поводу прекращения фОР"'] "uffin."noe сторонам лосле консультаций
процец,-рь, *.д"uц""
ввиду нецелесообразности с
- в денъ направления
её

:i#Ж:'ПРОВеДеНИя,
данного зfuIвлеЕия;
МеДиатору, оо oJX.'JTi
направленное
"oЪ"P,i:Н"-_ _дrvчvл,YрD1 ,\1gлиаЦ
данного зffIвления;
со днЯ получения
псторон, raдrurоро*
- истечение срока проведения
п
МеДИаЦИИ
требованиИ д.i.r"у.щего
СО ДНЯ еГО ИСтечения
закон"f"ТНIЖ.
с учётом

ШХiХ;;*Ж;Д.ж

6.

1

-

0. Копия примирительного

договора предоставляе )тся в
администрацию образовательного
учрещдения только при согласии
сторон.
б,I1, Служба пtедиации
помога", о"рёоaоить способ
выполнения обязательств,
взятых на
за их_ выполнение. при

;:r#::Ж;",r:".;:rУ"Ж;Н;i.;1fl"Т*,ственность

ffi ;iТ',;:НХi:;::т;;;Jr,#н**ъ':":Ё='НЖ#'"Нff
i'r'iff#;**
их преодоления

путей
письп{енно\{ и-тI1},стном
соглашенииске

(что может быть оговорено
в

б,12, При необходиrтости
специалисты службы
медиации информирует
ВОЗ}IО;t\-НОСТЯХ
стороны конфликта о
ДРvГИХ СПеЦИаjIИСТОВ и
служб
(социальноaо
пр..).
ar"дuaъaа, психолога,

б' 1З ' ДеЯТе'lЬНОСТЪ
С"ТУЖбЫ МеДИации

которые яв-lяютсJ

7.

фиксируется в обобщеЕном виде
в журналах и отчетах,

"-ffi

;j**,i.;#:JнlъхЁ}ъf,
z

юриста и

Органlr]ацIlя J

r Ъо о".r]Н;#".:Т:#:Тбы

хЖ'оУ*о"""ой'У""о"Ън-t:ч;;J#",..,"

медиации.

;l;j::т:ý,;.;:i:_,:;i;#;"."frlх,;Ёжiжъх,#";яitrнff

КаНЦеЛярские
9бОРl:Сз.-,r.,-. .о-.r;;';u"ffi;Ъ,

РеСУРСЫ ОбРаЗОВаТельного

-

7

.2.' 1,

с о.] е it

с

.

; :

;"'HIlKa,

; .,;

_- r._..-:.

:

;

приЕадлежнос

*а*1#'r.#Н'

"JJ"".т"лfi

:.Jff#:

учреждения, такие как

Ж:?J:1 "о;жа"

у*ж";

О
её
",::т; "":r#
деятельности
сРеди
педагогов
и
-.:
7 .З . С ;,
,. _;:; ib: с.-т1 ;кбы
медиаIl
соЦIld_,:: -' ,
---згога I1Jругих .п.ч"l1Тп.;ТЖ#н:rJ:.##;;:;"/.rr. психолога,
Обr,чец,,-,;,,,.-,a
^.

г-_rYrrlrlr

{.пч,UIJмаЦИИ

Е
j.4. АдминIlсll:
-:,.::,:.:_-._,_,\чре^,Jения
:
соJеЙств\,ет взаи\{одеЙствию службы
\Iедиации с ._ --_, -,_,.]:,..{i1 I1 _]р),ги1!Iи организацияN{и района и города.
-\дминистрацil]i :. : -,: :, _ 1:.---енllю пеJагогов образовательного учреждения в службу
\,Iедиации.

7.5. В сJт\,чае .: _]: - _ _: _:ь_ сог.lасиjIись участвовать в процедуре }{едиации, круге
сообщества IL _i: - ;, ,; _-.: .: :.: _i реренции, то административные действия в отношении данных
,
участников к,-:. _. , ---: : _ ]. л быть приостановлены.
7.6. Один раз : :;.:;:_: 1роводятся совещания между администрацией и службой \Iе.]иации
IIо улучшен;:r_ :,1_ _._ a.лiкбы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления
возможност;1 ,, ]_:. _ i:-; ts примирительных встречах большему числу желающих.
7.7. В c.T!L_-. .-_;l процедура медиации затрагивает факты, по которым возбуждено
уголовное ---.--. ]J\IrIнистрация образовательного учреждения может ходатайствовать о
приобщенli;: :: \:атериаJIам дела примирительногО дОговОР&, В таКЖе иных дОКументов в
качестве ).l:_elllarloB, характеризующих .I1ичность обвиняемого, подтверждающих
доброво.-tьн..е возмещение им_чщественного ),щерба и иные деЙствия, направленные на
заглаживанIiе вреда, причиненного потерпевше\f},.
7,8. Сщ,;кба \1едиации п.{ожет вносиiь на рассмотрение администрации предложения по
снижению конФликтности в шко-lе.
8. ЗаключIIтельные полояiенIIя.
8.1. Настояrцее положение вст\,пает в силу с момента утверждения.
8.2. Изменения в настоящее по--Iо/кение вносятся директором образовательного учреждения
по согласованию со с-т iкбоI"I \1еJI,{ации.
8.З. Инициаторами из,\IененI{I"I. вносимьIх в положение о службе школьной медиации, могут
стать IIредставители администрации образовательного учреждения, специалисты службы
NIедиации образовательного \-чреждения, а также представители органов школьного
са}Iоуправления.

ь

'::.::.:.::___

,,чaедJения содеЙствует взаимодеЙствию службы
7.4. Админист]," ,
медиации с i_, --:-,_ .]:1.1;: Ii Jр},гими организациями района и города.
АдминистрашIi]; :_ :, -,: ;_ _l:=-",e;li;o пе.]агогов образовательного учреждения в службу
медиации.

7.5. В сл\,чае -*_,: :__:_:ь- сог.lаси.]Iись участвовать в процедуре медиации, круге

сообщества
участников

II_

_il .;, ,: _ :

кa:, :
: ].:

.--!- ---

;.

.- ,_

_-ii)еренции,

то административные

деЙствия

в отношении

данных

:, l_ ]. : быть приостановлены.

. :;: . : _,Iроводятся совещания между администрацией и службой медиации
7.6. Один раз
по улучшенi::_ :.]_ _._ a.лiкбы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления
возможност]l ,. ]_:- _ il-i ts примирительных встречах большему числу желающих.
7.7. В с.т\ч:. .,._;i процедура медиации затрагивает факты, по которым возбуждено
уголовное -:-_--. ]J\Irlнистрация образовательного учреждения может ходатайствовать о
приобщенI];: :: \1атериаJIам дела примирительного договор&, а также иных дОкументов в
качестве ],,l:_e]Ii&rIoB, характеризующих .IIичность обвиняемого, подтверждающих

доброво.rьн.lе

возмещение

им\Iщественного

},шерба

заглаживанIiе вред4 причиненного потерпевше\1},.

и иные

действия,

направленные

на

7,8. Слl;кба rtедиации может вносиiь на расс}Iотрение администрации предложения по
снижению конФликтности в шко-lе.
8. ЗаключIIтельные полояtенIIя.
8.1. Настояrцее положение вст\,пает в силу с момента утверждения.
8.2. Изменения в настоящее по..tо/кение вносятся директором образовательного учреждения

по согласованию со с_п;кбоI"1 \1е_]I1ации.
8.З. Инициаторами из\IененIII"I. вносимьIх в положение о службе школьной медиации, могут
стать lrредставители админисграции образовательного учреждения, специалисты службы
NIедиации образовательного \-чреждения, а также представители органов школьного
са}IоYправ,rIения.

ь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.