Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

l
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008CB3790E33D7782862757BDF80BAECD4
Владелец: Балакирева Дина Анатольевна
Действителен: с 28.01.2022 до 23.04.2023

Принято

сош

на заседаIIии Совета школы
Протокол Jф 4 от 26 ноября2020 r.

Приказ

д.л.l

20 г.

положение
о нормах профессиональной этики

МБоУ ТР Плоскошская соШ

1.
1.1.

Общие положения.

Настоящее Положение ,о Hopмtlx профессиональной этики педzгогических
работников МБОУ ТР Плоскошскtш СОШ (да­пее ­ Положение) разработаЕо на
основании Конституции РоссиЙскоЙ Федерации, Трудового кодекса Российской
Федерации, Федера,пьhого закона Российской Федерации от 29 декабря 20|2 r.

Ns273­ФЗ кОб образовании в Российской Федераuии> с изменениями, Федерt}льного
закона от 29 декабря 2010 г. N 436­ФЗ "О защите детеЙ от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию".
1.2. Положение содержит нормы профессиона_пьной этики педагогических р4ботников
МБОУ ТР ПлоскошскаJI СОШ, которыми рекомендуется руководствоваться при
ОСУЩестВлении профессиональноЙ деятельности педагогическим работникам,
' независимо от заrrимаемой ими, должности, и механизмы
реализации права
ПеДаГОги.ческих работников на справедливое и объективное расследование
нарушениJI норм профессиона;rьной этики педагогических работников.
1.3.Настоящее Положение служит цеJIям:
­ повышения доверия граждан к организации;

­

'

УСТаНОВЛеНиJI И обобlцения нравственно­этических норм деятельности
педагогических работников и их профессионсtльного поведения для достойного
ОСУщестВления ими своей профессиональной деятельЕости и повышения

эффективности выполнения должностньrх обязанностей;
­ содействия укреплению автqритета и обеспечеЕию единьD( норм поведения
педагогических работников организации;

­ регулирования профессионаJIьно­этических проблем во взаимоотношениях

IIедагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;

­

воспитаниЯ высоконравственной личIIости педагогического работника,
соответствующей нормtlп{ и принципам общечеловеческой и профессиональной

морirли.
1.4. ПоложеЕие служит основой для формирования взаимоотношений, ocHoBaHHbIx на
нормах морали, ражительном отношении к педагогической деятельности в
общественном сознЕIнии.
1.5. ЗнанИе и сЬблюДение норМ настоящеГо ПоложеНия явJUIетСя нрzlвственным долгом
каждого педагогического работника организации

2. Нормы профессиональной этики педаfогических
работнЙков

{

2.1.Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством,
обществом и гражданами, призваны:
-уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников
образовательных отношений;
-исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
-проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям) и
коллегам;
-проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, способствовать межнациональному и
межрелигиозному взаимодействию между обучающимися и воспитанниками;
-соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и
свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств;
-придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой
образовательной программы;
-воздерживаться от размещения в информационно- телекоммуникационной сети
«Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред
здоровью и (или) развитию детей;
-избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой
репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей
образовательную деятельность.














3. Обязательства педагогических работников перед профессиональной
деятельностью
3.1.Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять
честь и достоинство, присущие их деятельности.
3.2.В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
должны соблюдать следующие этические принципы:
законность;
объективность;
компетентность;
независимость;
тщательность;
справедливость;
честность;
гуманность;
демократичность;
профессионализм;
взаимоуважение;
конфиденциальность.
3.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами,
обществом и государством, призваны:




























оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной
деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;
исполнять
должностные обязанности добросовестно и
на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы организации;
исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как
организации в целом, так и каждого педагогического работника;
осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным
группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан,
профессиональных или социальных групп и организаций;
соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою
профессиональную деятельность решений политических партий и общественных
объединений;
исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
уведомлять администрацию организации обо всех случаях обращения к ним какихлибо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и
запреты;
проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений
в сфере образования;
проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических,
социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и
межконфессиональному согласию;
придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с
осуществлением возложенных на организацию социальных функций;
принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению
возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и
навыков;
поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через
образование;
не терять чувство меры и самообладания;
соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать
использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами,
находящимися в сфере их ответственности;
поддерживать порядок на рабочем месте;
соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем
виде.
3.4.Важным показателем профессионализма педагогических работников является
культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно
передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:






















ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского
литературного языка;
содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и
информативности обращения;
логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и
обоснованность изложения мыслей;
доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к
конкретной ситуации.
3.5.В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
обязаны воздерживаться от:
поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении
педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также
конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету
организации;
пренебрежительных отзывов о деятельности своей организации или проведения
необоснованных сравнений его с другими организациями;
преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес
определенных социальных, национальных или конфессионных групп;
резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с
физическими недостатками человека;
грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными
нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона,
нравственным принципам и нормам.
3.6.Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по
обеспечению
безопасности
и
конфиденциальности
информации,
за
несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая
стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
3.7.Во время учебных занятий и любых официальных
мероприятий не
допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона
должен быть отключен.
3.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов организации в целом.
3.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной
этической ситуации, он имеет право обратиться в Комиссию по урегулированию

споров между участниками образовательных отношений организации
разъяснением, в котором ему не может быть отказано.


















за

4. Обязательства педагогических работников перед обучающимися и
воспитанниками
4.1.Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися,
воспитанниками:
признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности
каждого;
сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и
применения его потенциала;
выбирают такие методы работы, которые поощряют в обучающихся развитие
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
самоконтроля,
самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
при оценке поведения и достижений обучающиеся стремятся укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения;
проявляют толерантность;
защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы
защитить их от физического и (или) психологического насилия;
принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства
и (или) насилия;
осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах,
затрагивающих их интересы;
прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;
вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно посвященного общества,
где есть место для каждого;
стремятся стать для них положительным примером;
применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и
состраданием;
гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы
как идеологический или религиозный инструмент.
4.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники
обязаны воздерживаться от:
-навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
-оценки их личности и личности их законных представителей;
- предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
- предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей
обучающихся;
-отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и
психологические недостатки обучающихся и воспитанников, а также из-за
отсутствия времени для объяснения;
- требования платы за образовательные услуги (консультации, подготовку к
мероприятиям различного уровня и т.п.);
-проведения на учебных занятиях явной политической или религиозной агитации;
-употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения
должностных обязанностей;

-курения в помещениях и на территории организации.
5. Обязательства педагогических работников перед законными
представителями обучающихся и воспитанников
5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся, воспитанников должны:
• помнить, что большинство обратившихся родителей (законных представителей)
обучающихся и воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями,
неприятностями или даже бедой, оттого, как их встретят и выслушают, какую
окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и
работе организации в целом;
• начинать общение с приветствия;
• проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
• выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего,
проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
• относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам,
оказывать им необходимую помощь;
• высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без
раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
• выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости
в корректной форме задать уточняющие вопросы;
• разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и
локальных актов по обсуждаемому вопросу;
• принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить
координаты полномочного лица).
5.2. В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями)
обучающихся и воспитанников педагогические работники не должны:
• заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
• перебивать их в грубой форме;
• проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
• разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
• разглашать высказанное обучающимися и воспитанниками мнение о своих
законных представителях;
• переносить свое отношение к законным представителям обучающихся и
воспитанникам на оценку личности и достижений их детей.
5.3. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить
законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка и
поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной
и подходящей для их ребенка формы работы.
5.4. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых
замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную
ситуацию или скандал.
5.5. В случае конфликтного поведения со стороны
родителя(законного
представителя) обучающегося или воспитанника необходимо принять меры для
того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему
порядок решения вопроса.

6. Обязательства педагогических работников перед коллегами
6.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
• поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения
и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале
своего профессионального пути;
• поддерживают и продвигают их интересы;
• помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного
действующим законодательством и локальными актами организации.
6.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
• пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или
проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
• предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
• обсуждения их недостатков и личной жизни.
7. Обязательства педагогических работников перед администрацией
организации
7.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и
имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим
законодательством.
7.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники
обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.
8. Обязательства администрации организации перед педагогическими
работниками
8.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и
безупречной репутации, способствовать формированию в организации
благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
8.2. Делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого
педагогического работника.
8.3. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного
вмешательства в вопросы, которые по своему характеру не входят в круг их
профессиональных
обязанностей,
со
стороны
родителей
(законных
представителей) обучающихся, воспитанников.
8.4 Представителям администрации следует:
• формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего
Положения;
• быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего
Положения;
• помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать моральнопсихологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
• регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
• пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия
в коллективе;
• обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;

• способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности
организации с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за
недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан
появляются сомнения в законности действий педагогических работников;
8.5 Представитель администрации не имеет морального права:
• перекладывать свою ответственность на подчиненных;
• использовать служебное положение в личных интересах;
• проявлять формализм, высокомерие, грубость;
• создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
• обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
• предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам
родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной
преданности, приятельских отношений;
•демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные
полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять,
награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и
нематериальным ресурсам;
• умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества
вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
9. Реализация права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики
педагогических работников
9.1.Организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой
репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников.
9.2.Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом 2 настоящего Положения, рассматриваются Комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений ,
создаваемой в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в
соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
9.3.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по
трудовым спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового
кодекса Российской Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых
споров в судах – гражданским процессуальным законодательством Российской
Федерации.
9.4.Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в
комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
9.5.В целях реализации права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики
педагогических работников в состав Комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений в обязательном порядке включается

представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной
организации.
9.6.В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
невыполнения решения комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений, несоответствия решения
комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений
законодательству Российской Федерации или нежелания педагогического
работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений он имеет право
обратиться в суд.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».